ЦВЕТ

характеристика зрительного ощущения, позволяющая наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различным спектральным составом цвета. Основными характеристиками Ц. являются: 1) цветовой тон — положение данного Ц. в спектре, определяемое доминирующей длиной волны в нанометрах; это свойство, которым один Ц. отличается от другого, напр, красный от желтого; 2) насыщенность Ц.— степень чистоты цветового тона, т. е. степень отличия хроматического Ц. от ахроматического при той же светлоте; измеряется в процентах; 3) светлота — степень удаления Ц. от абсолютно черного, определяется коэффициентом отражения в процентах. Ц. разделяются по нескольким признакам: хроматические (все спектральные Ц. плюс отсутствующий в спектре пурпурный Ц.; эти Ц. характеризуются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой) и ахроматические (белый, черный и все оттенки серого Ц.; эти Ц. не имеют характеристик цветового тона и насыщенности и обладают только светлотой); выступающие (теплые), создающие зрительное впечатление приближения, и отступающие (холодные), создающие впечатление удаления окрашенного объекта; легкие (насыщенные) — светлые по тону и относящиеся к желто-зеленой части спектра, и тяжелые (ненасыщенные) — темные по тону, относящиеся к красно-фиолетовой части спектра. Отдельно следует выделить дополнительные Ц.— ими являются любые два хроматических Ц., которые при аддитивном смешении в соответствующих пропорциях дает ахроматический Ц. (напр., голубовато-зеленый и красный, голубой и оранжевый, синий и желтый и т. д.). Учет фактора Ц. при решении инженерно-психологических и художественно-конструкторских задач осуществляется по трем направлениям. Во-первых, Ц. используется как средство информации; он используется для ориентации в рабочем оборудовании (создание оптимального тона для предметов труда, выделение предметов в соответствии с их функцией, цветовое кодирование информации) и для ориентации в рабочей среде (применение Ц. и знаков безопасности, обозначение и маркировка коммуникаций). Во-вторых, Ц. является фактором психофизиологического комфорта; при этом учитывается психологическое (компенсация неблагоприятных воздействий трудового процесса и внешней среды) и физиологическое (создание физиологически оптимальных яркостных и цветовых соотношений) воздействие Ц. (подробнее см. Психологическое значение цвета, Физиологическое значение цвета). В-третвих, Ц. используется как средство композиции; в этом случае учитывается эстетическое воздействие Ц. (использование эффекта красоты отдельных Ц., достижение гармоничности цветовых сочетаний) и решаются задачи выявления объемно-пространственной композиции (выделение композиционных особенностей оборудования и производственного помещения). Для подбора нужных Ц. и их оттенков используются специальные атласы образцов. При их построении учтены способности зрительного анализатора к цветовому восприятию объектов.

Просмотров: 1283
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АППАРАТУРА ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Дополнительные цвета
  • дополнительные цвета
  • Коэффициент брачности для первых браков (FIRST-MARRIAGE RATE)
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Осложнения при родах
  • ОСНОВНОЙ ЦВЕТ (ЦВЕТА)
  • Полиневропатия при беременности
  • Полиневропатия при гемобластозах
  • ПОТЕРИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБЩЕНИИ
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СПОСОБНОСТИ К СЛЕЖЕНИЮ
  • Прогноз при алкоголизме
  • Психические расстройства при воздействии электромагнитных излучений
  • Психические расстройства при травмах от взрывной волны
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА
  • РЕБЕНОК, МАЛОВЕСНЫЙ ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • средство для подавления аппетита
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ТОНА, ЦВЕТ
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА
  • ЦВЕТА, ОТТЕНКИ
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ШТОРКА ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
  • Шторка опросник для выявления суицидного риска



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь