ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

(от лaт. progressus – движение вперед и regressus – возвращение) – наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П. – тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному – в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Будучи диалектически противоположными, П. и р. связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. Диалектическое соотношение П. и р. проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только П., но и Р., и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие – лишь одно из возможных направлений развития сложных системных объектов. Понятия «П.» и «Р.» – интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это важно применительно к анализу особенностей П. социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие «П.» применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества. Суть общественного П., его цель – человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития. В конфликтологии проблема обоснования конфликтов П. и р. в процессе их макроэволюции является одной из ключевых. Если в качестве критерия оценки конфликтов взять количество гибнущих в них людей или животных, то зооконфликты окажутся гораздо более конструктивными по сравнению с конфликтами у человека. Поэтому П. в развитии конфликтов, в лучшем случае, неочевиден. Природа гораздо реже бывает жестока и никогда – злонамеренна по сравнению с человеком. Как образно выразился один из мыслителей: «П. – это бег человечества по кругу с быстро возрастающей скоростью».

Просмотров: 1053
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  • ГЕСЕЛЛЯ, ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ (или ШКАЛЫ)
  • Говорить наперебой (вперебивку, перебивая друг друга)
  • Дислексия, наблюдающаяся в процессе развития
  • ДИСЛЕКСИЯ, НАБЛЮДАЮЩАЯСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ (МКБ 315.0)
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (по ТРИЗ)
  • ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  • История развития социальной работы
  • Конт о стадиях развития истории человечества
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • ОСНОВНОЙ ЗАКОН СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ БОЛЬШОЙ СЛОЖНОСТИ
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • ПРОГНОЗ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • Расстройство речевого или языкового развития
  • РАССТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО ИЛИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ (МКБ 315.3)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Тенденции развития мирового телевидения
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ФОРМА РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
  • ФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь