ВОЗМОЖНОСТЬ

(араб. имкан) —одно из центральных понятий учения о существовании, развитого в средневековой арабо-мусульманской философии. Выступает в паре с понятиями «необходимость» (вуджуб) и «невозможность» (имтина). «Самость» (зат), обладающая возможностью, называется «возможным» (мумкин), или «имеющим возможность существования» (мумкин ал-вуджуд). Пара актуальное — потенциальное не совпадает с триадой возможное — необходимое — невозможное.

Термин «возможность» появляется уже у мутазилитов, но его категориальная проработка осуществляется в арабоязычном перипатетизме, более всего у Ибн Саны. АлФараби определяет возможность как равновероятность существования и несуществования. В силу этого возможность требует чего-то внешнего, что дало бы «перевес» одной из этих сторон над другой, благодаря чему «возможное» становится либо «необходимым» (ваджиб) и тогда обретает существование, либо «невозможным» (мумтани) и тогда получает несуществование. Поскольку и то и другое проистекает не от самого возможного, но от «обеспечивающего перевес» (мурадджих), возможное, обретшее необходимость, называется «необходимым благодаря другому» (ваджиб би-гайри-хи), или, более полно, «имеющим необходимость существования благодаря другому» (ваджиб ал-вуджуд би-гайри-хи); аналогично выстраиваются термины для «невозможности». Т. о., хотя возможность как понятие неразрывно связана с существованием и несуществованием, она логически предшествует им и определяет содержание терминов «существующее» (мавджуд) и «несуществующее» (мадум): возможность является собственной характеристикой самости, тогда как необходимость или невозможность, связанные соответственно с существованием и несуществованием, обязаны чему-то внешнему и обусловлены им. В этих аспектах возможность сближается с понятием «утвержценность» (субут), отличаемым от «существования». У Ибн Араби возможное трактуется как «утвержденные воплощенности» (айаи сабита), получающие существование, т. е. «воплощающиеся» (тааййун) в ходе процесса «проявления» (таджаллии). Ибн Сина рассматривает возможность как самостоятельное и фундаментальное понятие, которое не может быть сведено к «могуществу» (кудра) действователя, наделяющего возможное существованием. Понятие «возможное» близко, но не тождественно понятию «возникшее» (хадис): «возникшему» необходимо предшествует потенция существования и субстрат (мавду), «возможное» осмысляется как возможное благодаря собственной самости. Возможному предшествует «временное несуществование» (адам заманийй), хотя исключением являются метафизические Разумы: сами в себе возможные, они тем не менее существуют всегда. Понятие возможности логически предполагает понятие «нужды» (хаджа, факр, ифтикар): возможное нуждается в том, что «обеспечивает перевес» существованию над несуществованием или наоборот, чтобы оказаться соответственно существующим или несуществующим благодаря своей «связанности» (тааллук) с «иным».

Возможность (наряду с необходимостью и невозможностью) используется и для квалификации суждений. «Возможными» называются суждения типа «человек пишет», необходимость или невозможность которых зависит от внешних условий, которые и делают их соответственно истинными или ложными. Поэтому в плане вероятности познания возможное сущее отождествляется со «случайным» (штифакийй), а не необходимым, а потому с познаваемым в «опыте» (таджриба), а не разумом как априорная необходимость (ал-Фараби). Устойчиво признается тезис о беспредельности череды возможных сущих (Ибн Араби) и невозможности их «упорядочения» (дабт) и закономерного познания (Ибн Хаяаун).

Понятия «возможность» и «возможное» остаются важнейшими в ищракчзме и суфизме. Сохраняясь и в исмаилизме, они там теряют свою связь с понятием «необходимость», в силу чего становятся лишь иным обозначением для понятия «временное сущее». См. также Необходимость, Причина, Сущее, Утвержденность.

А. В. Смирнов

Просмотров: 986
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • ВОЗМОЖНОЕ
  • Возможное
  • ВОЗМОЖНОСТЬ
  • Возможность
  • Возможность
  • Возможность
  • Возможность
  • Возможность
  • ВОЗМОЖНОСТЬ
  • Возможность
  • Возможность
  • ВОЗМОЖНОСТЬ
  • Возможность
  • ВОЗМОЖНОСТЬ
  • Возможность
  • ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • Возможность и действительность
  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • Возможность и действительность
  • Возможность и действительность.
  • ВОЗМОЖНОСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА
  • Заступание в возможность
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
  • Потенциальная возможность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь