ПИАЖЕ Жан

(9 августа 1896, Невшатель — 16 сентября 1980, Женева) — швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемояогии. Профессор университетов Невшателя (1923-29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-54).

В ранних работах (1923—46) ключом к пониманию мышления ребенка считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка».— La langage et pensee chez lenfant. P., 1923, рус. пер. 1932); в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривал процессы социализации. В дальнейшем источник формирования и развития детской мысли усматривал в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта».— La psychologie de lintelligence. P., 1946, рус. пер.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления и не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект («Трактат по логике»,—Traite de logique. P., 1950). Синтезлогических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии («Introduction a lepistemologie genetique», vol. 1—3. P, 1949—1951), в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики.

В 1955 под руководством Пиаже в Женеве был создан «Международный центр генетической эпистемологии»; начиная с 1957 центр стал издавать периодические сборники статей «Etudes depistemologie genetique», в которых участвовали многие выдающиеся психологи, логики и кибернетики 60—80-х га и анализировались такие важные проблемы, как цели и задачи генетической эпистемологии, отношение между формальной логикой и реальным мышлением, роль понятия равновесия в логике и психологии и т. п.

Соч.: Les mecanismes perceptifs. Modeles probabilistes, analyse genetique, relations avec lintelligence. P., 1961; Sagesse et illusions de la philosophie. P., 1965; Lepistemologie genetique. P., 1970; Problemes de psychologie genetique. P., 1972; Behavior and evolution. N. Y, 1978; в рус. пер.: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с В. Инельдер); Избранные психологические труды. М., 1969; Экспериментальная психология, редакторы-составители П. Фресс и Ж. Пиаже. М., 1969, 2-е изд. М., 1994; Психогенез знаний и его эпистемологическое значение.— В сб.: Семиотика. М., 1983; Схемы действия и усвоение языка.— Там же.

Лит.: Лекторский В. А., Садовский В. Основные идеи «генетической эпистемологии» Жана Пиаже.— «Вопросы психологии», 1964, № 4; Флеивыл Д. X. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967; Обухова Л. ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1981; Piaget. Philosophy and the Human Sciences, ed. by Н. J. Silvennan. N.Y, 1980; Legendre-Bergeeon M.-F. Lexique de la psychologie du developpment de J. Piaget. Morin, 1980; Furth H. G. Piaget and Knowledge: Theoretical Foundation. Chi.—L., 1981; Revue internationale de philosophie, 1982. № 142—43, fasc, 4; Cohen D. Piaget: Critique and Reassesment. L.— Canberra, 1983; Brief J.-C. Beyond Piaget: a Philosophical Psychology. N. Y.-L., 1983; Piaget and the Foundations of Knowledge. Hillsdale, 1984.

В. Н. Садовский

Просмотров: 1350
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • Аккомодация по Пиаже
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Женевская школа генетической психологии
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Женевская школа генетической психологии
  • Изучение генетической связи
  • Изучение генетической связи
  • Качества мышления и структура интеллекта
  • Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса
  • ПИАЖЕ
  • ПИАЖЕ
  • ПИАЖЕ (PIAGET) Жан
  • ПИАЖЕ (PIAGET) Жан
  • ПИАЖЕ (PIAGET) Жан
  • ПИАЖЕ (PIAGET) Жан
  • ПИАЖЕ (PIAGET) Жан (1896-1980)
  • ПИАЖЕ (Жан)
  • ПИАЖЕ Жан
  • ПИАЖЕ ЖАН
  • ПИАЖЕ ЖАН
  • Пиаже Жан
  • Пиаже Жан
  • ПИАЖЕ Жан
  • ПИАЖЕ ЖАН
  • ПИАЖЕ ЖАН (1896-1980)
  • ПИАЖЕ Жан (1896—1980)
  • Пиаже Жан | PIAGET, JEAN (1896-1980)
  • Пиаже феномены
  • РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Ж.ПИАЖЕ
  • Теория Пиаже



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь