НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Различаются два понимания необходимости: как неизбежности (дарура, идтирар) и как обязательности (ву-джуб). В первом смысле необходимость противопоставляется «выбору» (ихгийар): «неизбежными» могут быть знания, которыми человек не волен не обладать, в отличие от целенаправленно получаемых, или действие причины, влекущей следствие независимо от желания человека, в отличие от действующей в зависимости от его выбора (см. Причина). Так понятая необходимость обладает, вообще говоря, более низким ценностным статусом, нежели ее противоположность. Во втором смысле необходимость связывается с истинностью, а значит, имеет более высокий статус, нежели противоположное ей. Такая необходимость-вуджуб фигурирует в сфере этики, теории познания и учении о существовании. В этике «необходимые» (ваджиб) поступки противопоставляются «запрещенным» (харам) и составляют, т. о., часть «добродетельных» (хасан; см. Добродетель). В теории познания «необходимыми» называются те суждения, которые Кант относил к априорным аналитическим, в отличие от «невозможных» (мумтани) и «возможных» (мумкин). В учении о существовании необходимость противопоставляется в одном смысле «невозможности» (имтина), а в другом «возможности» (имкан). Наиболее подробно эта терминология разработана Ибч Сити. В отличие от прочего сущего, которое благодаря своей самости является «возможным», а «необходимым» становится благодаря чему-то другому (см. Возможность), первоначало обозначается как имеющее необходимость существования благодаря своей самости (ваджиб ал-вуджуд би-дати-хи). Это его свойство обозначается также как ал-хакк (делающее истинным) (см. Истина), поскольку первоначало дает истинность само себе и составляет условие истинности всего ряда вещей, происходящих от него. «Имеющее необходимость существования благодаря другому» Ибн Сина вынужден разделить на «имеющее необходимость существования благодаря другому постоянно» (ваджиб ал-вуджуд би-гайри-хи даиман), под чем подразумеваются метафизические Разумы и соответствующие небесные сферы, и «имеющее необходимость существования благодаря другому в какое-то время» (ваджиб ал-вуджуд би-гайри-хи варан ма), т. е. все прочее сущее, хотя это деление нарушает логику определения «возможного».

Первоначало считается обладающим необходимостью существования благодаря своей самости в арабоязычном перипатетизме, ишракизме и суфизме, но не в исмаилизме, где Бог понимается как стоящий выше необходимости и существования. Необходимое может передать необходимость другому «Дающим необходимость» (муджиб) называется то, что превращает возможное в необходимое, будь то в сфере существования или мысли. Необходимость, вытекающая из самости, связывается с «отсутствием нужды» (истигна, гинан), чем первоначало отличается от всего прочего сущего, возможного по самости и нуждающегося в «дающем необходимость». Отсутствие нужды отличается от «независимости» (истаклал), означающей существование в самости или воплощенности (см. Существование). Представление о передаче необходимости обосновывает и понятие причинности. В арабоязычном перипатетизме, исмаилизме и ишракизме такая передача необходимости, влекущая существование, описывается как строго упорядоченная, где каждое сущее дает необходимость следующему, и только следующему в ряду. В суфизме первоначало связано с каждым возможным напрямую, что вызвано отказом от концепции линейной причинности.

А. В. Смирнов

Просмотров: 1024
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • Должное, необходимость
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
  • НАСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
  • Настоятельная необходимость
  • НЕОБХОДИМОСТЬ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ
  • Необходимость
  • НЕОБХОДИМОСТЬ
  • Необходимость
  • Необходимость
  • НЕОБХОДИМОСТЬ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ (логическая)
  • Необходимость и случайность
  • НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ
  • Необходимость и случайность
  • НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ,
  • НЕОБХОДИМОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА
  • НЕОБХОДИМОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА
  • ОБЩЕСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Принуждение, насилие, страдание, мучение, кровная близость, родство, неизбежность, необходимость, рок
  • Рок, судьба, необходимость
  • СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
  • СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь