ИБН АРАБИ Мухий ад-Дин

(1165, Мурсия, Андалусия, Арабский халифат, совр. Испания — 1240, Дамаск) — суфийский философ, мистик и поэт. Известен также как «Великий шейх» (аш-Шайхал-акбар). Пиренейский полуостров, где родился Ибн Араби, был в то время своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Окруженный с детства атмосферой мусульманского благочестия и подвижничества, будущий мистик получил традиционное образование мусульманского ученого. Стал суфием в 1184. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко — о беседах с мистиками прошлого или пророками. О его авторитете в суфийской среде говорит присвоенный ему титул «полюс полюсов», высший среди суфиев. Ибн Араби много путешествовал: сначала по Андалусии и Северной Африке, затем (в 1200) совершил хадж в Мекку, посетил Египет и Малую Азию, а с 1223 жил в Дамаске.

Ибн Араби был знаком с сочинениями ал-Харраза, ал-Мухасиби, ал-Халладжа, ал-Исфарайни. Исследователи прослеживают прямые и косвенные связи, а также полемику с идеями ал-Газали. Сохранились свидетельства его контактов с Ибн Рутдом и другими выдающимися мыслителями его времени. Влияние Ибн Араби испытали в той или иной мере не только практически все известные суфийские мыслители, но и представители других течений мысли, более всего — ишракизма. Некоторые суфии, прежде всего ас-Симнани (ум. 1336), выступили с альтернативными теориями, названными «единство свидетельствования» (вахаат аш-шухуд) в противовес сложившемуся после Ибн Араби именованию его концепции как «единство существования» (вахдат ал-вуджуд). Резкую критику и неприятие идеи Ибн Араби вызвали со стороны известного факихаЖя Тачмиййи (1263—1328), что получило прямое продолжение в идеологии ваххабизма, возводящего свои тезисы к этому авторитету; в то же время такой известнейший факих, как ас-Суйути (15 в.), выступил в защиту Ибн Араби. Считается, что перу Ибн Араби принадлежит более 100 трудов. Важнейшими для понимания его философии являются «Мекканские откровения» и «Геммы мудрости». Его поэзия представлена сборником «Тарджуман ал-ашвак» («Изложение страсти»). Известность Ибн Араби стала причиной ложной атрибуции многих произведений. Среди апокрифов — двухтомный «Тафсир ал-куран» («Толкование Корана»), «Шаджарат ал-кавн» («Древо бытия»), «Калимат ал-лах» («Божье слово»), «ал-Хикмаал-илахиййа» («Божья премудрость»).

Лит.: Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993; Он же. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма.— В кн.: Бог—человек—общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с. 156—75; СогЫп H. Limagination creatrice dans le soufisme dIbn Arabi. P., 1958; Landau R. The Philosophy of Ibn Arabi. N. Y, 1959; Deladriere R. La profession de foi dIbn Arabi. 1975; DiyabA.N. The Dimensions of Man in Ibn Arabis Philosophy Cambr., 1981; Chittick W. C. The Sufi Path of Knowledge: Ibn alArabis Metaphysics of Imagination. Albany, 1989. См. также лит. к ст. Суфизм.

A. S. Смирнов

Просмотров: 1188
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ИБН БАДЖЖА Абу Бакр Мухаммад Ибн Йахиа»
  • Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина
  • Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ибн Саббах аль-Кинди
  • Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль- Фараби ат-Турки
  • Абуль Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд
  • ИБН АЛЬ-АРАБИ
  • ИБН БАДЖА
  • ИБН ГЕБИРОЛ
  • ИБН МИСКАВАЙХ
  • ИБН РУШД Абу ал-Валид Мухаммад Ибн Ахмад
  • ИБН РУШД или Ибн Рошд (1126-1198)
  • ИБН РУШД или Ибн Рошд (1126-1198)
  • ИБН РУШД, ИБН РОШД
  • ИБН СИНА
  • Ибн Сина
  • ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах,
  • ИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах
  • ИБН ТАЙМИЙЙА
  • ИБН ТУФАЙЛ (Ибн Туфейль) Абу Бакр Мухаммад Ибн Абд ал-Малик
  • ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик, лат. Абубацер (ABUBACER)
  • ИБН ХАЗМ Абу Мухаммад Али Ибн Ахмад
  • ИБН ХАЛДУН Вали ад-Дин Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад
  • ИБН-РУШД
  • ИБН-РУШД
  • ИБН-ТУФАЙЛЬ
  • ИБН-ХАЛЬДУН
  • ИДЖИ Адуд ад-Дин Абд ар-Рахман Ибн Ахмад
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МИСКАВАЙХ (Ибн Мискавайх) Абу Али Ахмад Ибн Мухаммад
  • ТАФТАЗАНИ Сад ад-Дин Масуд Ибн Умар, ат-



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь