РАВЕНСТВО

(EQUALITY) Принято выделять четыре типа равенства: (1) равенство людей или онтологическое равенство; (2) равенство возможностей  достижения желаемых целей; (3) равенство условий, при котором условия жизни уравниваются законодательным путем; (4) равенство результатов. Первый тип, онтологическое равенство, обычно связывается с религиозными убеждениями. Например, в христианстве существует доктрина равенства всех людей, основанная на представлении о Боге как Отце всего человечества. Однако в результате секуляризации такие убеждения стали более проблематичными. Идея равенства возможностей (второй тип) является наследием Французской революции; она заключается в том, что все позиции в обществе должны быть открыты и заниматься посредством конкурентной системы на основе образовательных достижений и личного таланта. Такая форма равенства требует использования универсалистских критериев отбора людей для занятия позиций в обществе и подчеркивает значение достижительской мотивации. Согласно принципу равенства возможностей, основанному на аналогии между обществом и конкурентной борьбой, все люди независимо от расы, гендера или возраста имеют право участвовать в таком состязании. Критики использования данного стандарта равенства, утверждают, что вследствие различий в культурном капитале многие люди включаются в конкуренцию, заранее обладая множеством преимуществ. Этот довод часто использовался в Британии в 1960-е гг. против принципа конкурсного отбора детей для обучения в средних школах-гимназиях (grammar-school education). Утверждалось, что практика такого отбора укрепляет существующее неравенство: дети из семей среднего класса уже обладают многими культурными преимуществами перед детьми из семей рабочего класса. Иногда высказывается мысль о том, что для обеспечения более фундаментального равенства должно существовать равенство условий (третий тип), устанавливаемое посредством законодательства в области социального обеспечения и образования и компенсирующее неблагоприятное социальное положение  некоторых групп населения. Способствующая социальной мобильности позитивная дискриминация в пользу групп, составляющих меньшинство, была бы еще одним примером изменений, направленных на установление равенства условий. Радикальные критики современного общества считают, что отстаивание идеи равенства возможностей — это позиция либерализма, а обеспечение равенства условий является формой изменения, нацеленного скорее на реформу, а не на уничтожение существующей системы неравенства. Радикальные возражения против этих двух форм равенства заключаются также в том, что аналогия между обществом и конкуренцией сама по себе отражает господствующую идеологию, как, например, в случае с социальным дарвинизмом XIX в., рассматривавшим общество с точки зрения борьбы за выживание. В противовес этим метафорам социалисты отстаивали идею равенства результатов (четвертый тип), достигаемого посредством осуществления программы политической и экономической революции, устраняющей социальные причины неравенства. Цель социализма заключалась в уничтожении неравенства, конечной причиной которого является частная собственность на средства производства,  и в удовлетворении человеческих потребностей независимо от случайностей рождения (таких, как пол). Каждый из рассматриваемых типов равенства подвергался критике либо как неосуществимый, либо как нежелательный. Например, утверждается, что достижение полного равенства невозможно потому, что это требует социализации детей вне семьи с тем, чтобы свести к минимуму наследование культурных преимуществ; уничтожения всех форм наследования собственности, запрещения конкуренции и достижения; а также универсальной программы обучения, способствующей формированию ценностей сотрудничества и альтруизма. Критики ссылаются на опыт эмпирических исследований, показывающий, что радикальные попытки обеспечить долговременное равенство людей (израильские киббуцы, религиозные общины, гражданские коммуны, крестьянские и коммунистические революции) не имели успеха, поскольку неравенство класса, статуса, власти и авторитета никогда не может быть устранено полностью. Утверждается также, что равенство условий и равенство результатов не обязательно желательны, поскольку эти типы равенства противоречат таким ценностям, как личная свобода и индивидуализм. Например, в Британии часто говорится о том, что родители имеют право выбирать частное образование для своих детей и что правительству не следует препятствовать — во имя равенства возможностей или условий — свободе выбора людей в этом отношении. В противовес этому утверждалось, что привилегированные социальные группы  используют идеологию, такую, как идеология «свободы выбора», не для защиты свободы, а для сохранения тех привилегий, которыми они пользуются благодаря существующему неравенству. Хотя социологи отдавали много сил и энергии исследованию неравенства, условия обеспечения равенства и развитие эгалитарных социальных движений оставались вне поля зрения основных социологических направлений и школ. Значение, которое придается идее равенства в настоящее время, является продуктом эгалитарных идеологий (таких, как социализм), результатом распространения социальных прав вследствие развития института гражданства, разрушения статусных иерархий в процессе урбанизации и развития массового потребления как аспекта массового общества. В Британии важную роль в достижении большего равенства возможностей и условий сыграло государство всеобщего благосостояния.  Эти социальные изменения  в значительной степени основывались на реализации правительством страны экономических идей и рекомендаций Дж.М. Кейнса (1883-1946). Начиная с периода экономического спада середины 1970-х гг. правительство перешло от кейнсианства к политике сокращения государственных расходов на социальное обеспечение  с целью содействия частным инвестициям и увеличению прибыльности производства. Результатом был рост неравенства в обществе и большая терпимость к нему (по крайней мере со стороны правительства). См. также: Двойственное сознание; Демократия; Жизненные шансы; Индустриальная демократия; Индустриальное общество; Капитализм; Каста; Класс; Классовой структуры образы; Коммуна; Конкуренция; Культурная депривация; Маршалл; Образовательные достижения; Прогресс; Распределение доходов и состояний; Сословия; Справедливость; Стратификация; Школьное знание. Лит.: Tawney (1931); Turner (1986b)

Просмотров: 1847
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА
  • Комплексный подход к проблеме равенства полов
  • Концепция равенства результата
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • ОТНОШЕНИЕ ТИПА РАВЕНСТВА
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  • Равенство образовательных возможностей
  • РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
  • Равенство социальное
  • Равенство социальное
  • РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
  • РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
  • РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
  • Семьи, СОСТОЯЩИЕ НА УЧЕТЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИЛЬЯ И УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
  • Соблюдение равенства
  • СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
  • СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
  • Социальное равенство
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • ТОЧКА СУБЪЕКТИВНОГО РАВЕНСТВА (тер)
  • Упирать на что-л
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь