КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

(QUALITATIVE RESEARCH) Традиция качественного исследования в социальных и гуманитарных науках определяется отчасти используемыми исследовательскими методами, а отчасти эпистемологией или теорией познания, выдвигаемой многими сторонниками этих методов. Качественное исследование часто противопоставляется количественному, а также позитивистской эпистемологии. Между тем, не все приверженцы качественного исследования выступают против позитивизма (хотя многие из них действительно занимают именно такую позицию), поэтому идея полной несовместимости методов качественного исследования и позитивизма очевидно лишена оснований. Чаще всего используются следующие методы качественного исследования: этнография и включенное наблюдение;  неструктурированное интервью; кейс-стади; исторический анализ, основанный на использовании документов, устных историй и историй жизни индивидов; текстуальный анализ документов  и анализ визуальных образов, таких, как фотографии, картины и видеозаписи. Качественное исследование нацелено на понимание социальных явлений таким способом, который не требует измерения и квантификации (иногда характер самого явления исключает квантификацию). Например, цели этнографического исследования могут заключаться в наблюдении за социальным поведением и в его понимании, при этом исследователя может не интересовать подсчет частоты тех или иных видов поведения, тогда как в рамках исторического исследования артефакты, которые приходится использовать в качестве свидетельств социальных явлений в прошлом, могут не допускать адекватной квантификации (даже если такова цель исследователя). При проведении же количественного исследования предполагается, что надлежащее понимание социальных явлений невозможно без измерения, которое позволяет использовать статистические и математические техники анализа полученных данных. Эпистемологическая позиция многих приверженцев качественного исследования является откровенно антипозитивистской. Во-первых, они утверждают, что знание о социальных явлениях может быть получено путем наблюдения за ними в их естественном виде — в том контексте, в котором они происходят, и интерпретирующего понимания исследователем смысла действия. Такая позиция свойственна целому ряду социологических традиций: действия теории, феноменологической социологии, веберовской концепции verstehen и герменевтике. Во-вторых, они критически относятся к позитивистской идее существования внешней социальной реальности, которую можно наблюдать, измерять и понимать. Одно из выдвигаемых ими положений заключается в том, что полное понимание социальной реальности невозможно, в лучшем случае может быть достигнуто лишь некоторое приближение к ней. Более радикальное положение, выдвигаемое, в частности, постструктуралистскими и постмодернистскими исследователями, состоит в том, что позитивизм в любой его форме является лишь одним из возможных способов репрезентации социального мира и не имеет привилегированного статуса. Не все приверженцы качественного исследования полностью отвергают позитивизм. Недавно появившиеся компьютерные пакеты для анализа текстуаль184 ного материала (например, записанных с помощью диктофона интервью, транскрибированных в письменный текст, и современных или исторических документов) расширили рамки анализа и существенно облегчили квантификацию качественных данных. Их широкое использование свидетельствует о том, что некоторые приверженцы качественного исследования не отказываются от измерения и квантификации. См. также: Интервью; Постмодернизм; Постструктурализм. Лит.: Denzin and Lincoln (1994)

Просмотров: 874
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.




Другие новости по теме:

  • ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕЛЬ
  • Кабинетные исследования (DESK RESEARCH)
  • Качественные методы исследования
  • Корреляционные исследования (CORRELATIONAL RESEARCH)
  • ЛОГИКА СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • метод исследования в группе с помощью аутокинетического эффекта
  • Методы исследования
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Методы исследования личности
  • Методы исследования теоретические
  • Методы педагогического исследования
  • Методы педагогического исследования
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
  • ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Стратегия и тактики качественного исследования
  • Стратегия и тактики качественного исследования
  • Цели и результаты социологического исследования
  • Цель исследования
  • ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Цель исследования
  • ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Цель педагогического исследования
  • Ценовые исследования (PRICING RESEARCH)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь