Кооперация

[лат. cooperatio — сотрудничество] (в социальной психологии) — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. В наиболее выраженном случае К. один субъект достигает своих целей только в том случае , если их достигает и другой (другие) субъекты кооперативной деятельности. Формы К. могут быть добровольными и принужденными, прямыми и опосредованными, формальными и неформальными. Р. Нисбет среди основных типов К. выделял: 1) автоматическую К., существующую на инстинктивно-биологическом уровне, связанную со стайной организацией, борьбой за выживание и обеспечение безопасности потомства, сексуальным поведением и т.п.; 2) традициональную К., направляемую традициями поколений, ритуалами, исторически сложившимися социальными нормами; 3) спонтанную К., базирующуюся на отношениях дружелюбия, симпатии, любви и определяемую ситуативными условиями (К. в игровых, приятельских, семейных группах); 4) директивную К., характерную для военных организаций, некоторых форм предпринимательства и др., где определяющим условием существования группы является отсутствие добровольности участия; 5) контрактные формы К., где индивидуальные интересы участников объединяются на основе формальных или неформальных соглашений между ними. Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие аттракции между членами группы, способствует оказанию взаимопомощи, усиливает взаимозависимость участников. Однако поскольку К. является лишь формой взаимодействия, основное психологическое содержание отношений участников определяется главным образом характером деятельности, в рамках которой развивается К. Е.Н. Емельянов

Просмотров: 578
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Cловарь. Под. ред. М.Ю. Кондратьева; Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под ред. А.В. Петровского




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • «ПРИРОДА И ФОРМЫ СИМПАТИИ»
  • ГРУППЫ ВЗАИМОПОМОЩИ
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ
  • ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОРМЫ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
  • Информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса
  • Корреляция между переменными
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Посттравматическое стрессовое расстройство у участников военных действий
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • Психологическое обеспечение боевой деятельности
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МАШИНОЙ
  • РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий
  • ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • Формы библиотерапевтической деятельности
  • ФОРМЫ МЫСЛИ, или: Формы мышления
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ)
  • Функции участников терапевтической системы
  • Эффективность деятельности группы
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь