СВЯЗЬ

взаимообусловленность существования явле­ний, разделённых в пространстве и (или) во времени. Понятие С.- одно из важнейших науч. понятий: с вы­явления устойчивых, необходимых С. начинается человеч. познание, а в основании науки лежит анализ С. причины и следствия - универсальной С. явлений действительности, наличие к-рой делает возможными законы науки.

В истории познания принцип всеобщей взаимной С. предметов и явлений выступал как один из осн. прин­ципов диалектики. Однако вплоть до 20 в. главным предметом обсуждения был именно принцип всеобщей взаимосвязи, а не понятие С. само но себе, не его логич. структура. Наука оперировала сравнительно уз­ким набором типов С.: внутренние и внешние, необхо­димые и случайные, существенные и несущественные. Важный шаг в развитии представлений о С. был сде­лан в 19 в., когда на основе критики механицизма была выявлена специфика С., присущих различным формам движения материи (напр., химич. и биологич. С.), их несводимость к С. механич. движения. В филос.-мето­дологич. плане эта проблема была сформулирована в нем. классич. философии, а её обстоят. анализ с по­зиций материалистич. диалектики дали Ф. Энгельс и В. И. Ленин.

Развитие науки в 20 в. сопровождается постоянным расширением типологии С., становящихся предметом изучения. Многообразие совр. представлений о С. находит отражение в множестве их классификаций. С филос.-методологич. т. зр. определяющее значение имеет классификация С. по формам движения материи. Важным является различение С. но формам детерми­низма: если классич. наука оперировала преим. одно­значно-детерминистскими, жёсткими С., то в ряде областей совр. познания изучение статистич. совокуп­ностей опирается на вероятностные и корреляционные С. Различают также С. но их силе (жёсткие, когда дан­ное явление строго связано с нек-рым другим, как, напр., органы тела, и корпускулярные, когда С. между явлениями из нек-рой совокупности устанавливается статистически, как, напр., С. особей в нек-рой популя­ции); но характеру результата, к-рый даёт С. (С. порож­дения, когда одпо явление выступает как непосредств. причина другого, С. преобразования и т. д.); по направ­лению действия (прямые и обратные С.); по типу про­цессов, к-рые определяет данная С. (С. функциониро­вания, С. развития, С. управления); но субстрату, или содержанию, к-рое является предметом С. (С., обеспе­чивающие перенос вещества, энергии или информации),и т. д.

Просмотров: 904
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Возникновение психологии как науки
  • ВРЕМЕНИ И ДВИЖЕНИЯ, АНАЛИЗ
  • Второе значение образования как результата
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ И ДВИЖЕНИЯ
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Понятие природы, материи, движения в философской системе Поля Гольбаха
  • ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  ФОРМА  ДВИЖЕНИЯ  МАТЕРИИ  
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • Фрейм -«как если бы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь