СОЦИОЛОГИЯ

(франц. sociologie, букв.- учение об обществе,  от лат. societas - общество и греч.- слово, учение), наука об обществе как целостной систе­ме и об отд. социальных институтах, процессах и груп­пах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Необходимой предпосылкой социологич. позна­ния является взгляд на общество как на объективно взаимосвязанное целое, «... а не как нечто механиче­ски сцепленное и допускающее поэтому всякие произ­вольные комбинации отдельных общественных эле­ментов...» (Л енин В. И., ПСС, т. 1, с. 165).

С. как самостоят. наука сложилась в 19 в. (термин введён Контом) в результате конкретизации пробле­матики традиц. социальной философии, специализации и кооперации обществ. наук и развития эмпирич. со­циальных исследований. Уже СенСимон писал, что до сих пор наука о человеке была «...лишь га­дательной наукой» и задача состоит в том, чтобы возве­сти её «... на степень наук, основанных на наблюдении». Однако ни СенСимон, ни др. социалистыутописты, ни Конт не могли освободиться от идеализма и априоризма в понимании общества.

Переворот в науке об обществе, положивший основа­ние подлинно научной С., был осуществлён К. Марксом. «Как Дарвин положил конец воззрению на виды живот­ных и растений, как на нияем не связанные, случайные, „богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменя­емость видов и преемственность между ними - так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяю­щийся слуяайно, и впервые поставил социологию на научную появу, установив понятие общественно-эконо­мической формации, как совокупности данных произ­водственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс» (Л енин В. И., ПСС, т, 1, с. 139).

Согласно материалистич. пониманию истории (см. Ис­торический материализм), в процессе своей практич. общественно-ироизводств. деятельности люди вступают друг с другом в определённые материальные, не завися­щие от их воли отношения, к-рые и определяют их обществ. сознание ( см. Производственные отношения).

Общественно-экономическая формация (см. Форма­ция общественно-экономическая) как целостная социальная система имеет своей основой исторически опреде­лённый способ производства  материальных благ, к-рому соответствуют определённая классовая структура общества, политич. надстройка, культура, формы обществ. сознания и т. д. (см. Базис и надстройка). Каж­дое из этих обществ. явлений обладает относит. само­стоятельностью, имеет собств. структуру и специфич. законы своего развития и функционирования. Эта диф­ференциация обществ. явлений лежит в основе специали­зации социологич. исследований по отраслям (С. тру­да, С. семьи, С. образования и т. д.). Однако отдельно взятые социальные явления можно понять только с учётом их места и функций в рамках конкретного соци­ального целого. Каждой обществ. формации присущи свои специфич. противоречия и движущие силы. Поэ­тому марксистская С. не только теснейшим образом связана с историей, но и сама является исторической, прослеживая закономерности смены обществ. формаций, на основе чего строится прогноз будущего развития и программа революционнопреобразоват. деятельности (теория научного коммунизма). Вместе с тем. К. Маркс и Ф. Энгельс придавали большое значение эмпирич. социальным исследованиям, и сами осуществляли их (работы Энгельса «Положение рабочего класса в Анг­лии», «К жилищному вопросу» и др.).

Отд. стороны социологич. концепции Маркса и Эн­гельса получили дальнейшее развитие и конкретиза­цию в трудах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, раннего К. Каутского, А. Лабриолы, П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург.

В новых условиях эпохи империализма марксистская С. как в общетеоретич., так и в конкретных аспектах была всесторонне развита В. И. Лениным, к-рый деталь­но разработал вопрос о роли субъективного фактора в истории, дал определение понятия  класса (см. Классы), создал теорию империализма как высшей и последней стадии развития капитализма, обогатил марксистскую теорию государства. Учение Ленина о двух тенденциях в национальном вопросе даёт ключ к решающим про­цессам развития наций в совр. эпоху. Важнейшее методологич. значение имеет ленинская критика субъек­тивной социологии народничества, объективизма П. Струве, философско-социологич. концепций махистов и неокантианцев. Работы Ленина «Развитие капитализ­ма в России», «Социология и статистика» и др. служат образцами научно-статистич. исследования социальных процессов. Ленинская теория социалистич. революции и построения социализма творчески развивает все важ­нейшие проблемы социалистич. общества. Из этих по­ложений исходят, развивая их применительно к новым условиям, КПСС и др. марксистско-ленинские партии.

Развитие марксистской С. в СССР после Великой Окт. социалистич. революции было органически связа­но с практикой социалистич. строительства и потребно­стями междунар. рабочего и коммунистич. движения. Планомерное строительство нового общества невозмож­но без многосторонней информации о социальных про­цессах, тщательных социальных экспериментов и дол­госрочных прогнозов. Вместе с тем социалистич. пре­образования открывают необычайно широкие перспек­тивы для С. как науки: учёные могут не только конста­тировать стихийно совершающиеся процессы, но и са­ми участвовать в социалистич. и коммунистич. строи­тельстве. Это предполагает правильное сочетание обще­теоретич. подхода и эмпирич. социальных исследова­ний. Наряду с многочисл. филос. работами сов. учёные в 1920-30-х гг. широко исследовали различные сторо­ны обществ. жизни - изменение условий труда и быта под влиянием революции (А. И. Тодорский, Е. О. Кабо, Вл. Зайцев и др.); бюджет и структуру свободного времени трудящихся (С. Г. Струмилин, Л. Е. Минц, В. Михеев, Я. В. Видревич и др.); брак и семью (С. Я. Вольфсон); проблемы социальной психологии (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский); социальной меди­цины (П. А. Семашко, Б. Я. Смулевич) и т. д.

Быстрый прогресс С. в СССР и др. социалистич. стра­нах начался в 1960-х гг. Этому способствовали возрос­шие потребности планирования и управления, необхо­димость базировать политич. решения на научной ин­формации и прогнозировании социальных процессов, а также прогресс самого социалистич. общества, повыше­ние активности масс и роли «человеч. фактора» во всех социальных процессах.

Марксистской С. в равной мере чужды как «...стрем­ление искать ответов на конкретные вопросы в простом логическом развитии общей истины...» (Л е н и н В. И., там же, т. 3, с. 14), так и позитивистская абсолютизация частного факта.

В её структуре обычно выделяют три взаимосвязан­ных уровня: общую теорию - историч. материализм, являющийся в то же время составной частью марксист­ской философии, спец. теории и частные ампирич. иссле­дования. Социологическое исследование существующих обществ. отношений направлено на выяснение ведущих тенденций их развития, чтобы на этой основе находить оптимальные пути и средства построения коммунистич. общества. Отсюда - единство её конструктивных и критич. функций. Для решения этих задач в СССР соз­дан ряд исследовательских учреждений. В 1958 возник­ла Советская социологич. ассоциация. В 1960 в Ин-те философии АН СССР было создано первое в стране со­циологич. подразделение - сектор исследований новых форм труда и быта, позже преобразованный в Отдел конкретных социологич. исследований. Затем возникли лаборатория социологич. исследований Ленинградско­го ун-та, исследовательские центры в Новосибирске, Свердловске, Перми и др. В 1966 при Президиуме АН СССР был создан Науч. совет по проблемам конкретных социальных исследований, а в 1968 организован Инсти­тут конкретных социальных исследовиний (ныне Ин-т социологич. исследований АН СССР). Социологич. учреждения созданы во всех союзных республиках и во мн. крупных городах. С 1974 издаётся журн. «Социо­логические исследования».

Осн. направления социологич. исследований в СССР определяются решениями съездов КПСС и постановле­ниями ЦК КПСС о задачах обществ. наук. В числе раз­рабатываемых тем: социальные проблемы создания материально-технич. базы коммунизма, соединение до­стижений научно-технич. революции с преимуществами социализма; социальные проблемы труда и развития трудовых коллективов; социальная структура  и обществ. отношения сов. общества; изменение социально-демографич. и профессиональной структуры общества; нац. отношения и этнич. процессы; динамика социально-территориальных общностей, процессы урбанизации, взаимоотношения города и деревни; социально-политич. организация общества и проблемы управления; со­циалистич. образ жизни,  структура рабочего и внерабочего времени, социальные проблемы быта; развитие обществ. сознания, культуры, образования, средств массовой коммуникации и обществ. мнения; проблемы брака и семьи; социальные аспекты развития личности и воспитания молодёжи и т. д. Многие из этих исследова­ний имеют важное практич. значение. Сов. социологи активно участвуют в разработке индикаторов социаль­ного развития и подготовке соответствующих гос. и региональных планов экономич. и социального развития, в борьбе за повышение эффективности и качества управления предприятиями и отраслями нар. х-ва, В создании службы семьи, совершенствовании методов идеологич. и воспитательной работы.

Возникнув на стыке ряда обществ. наук, С. сохраня­ет тесные связи с ними, мн. социологич. исследования в СССР осуществляются в рамках экономич., юридич., этнографич., психологич., мед. и др. учреждений или же с участием соответствующих специалистов. Большое значение имеет также укрепление связей С. с естеств. науками. Значит. развитие марксистская С. получила и в др. социалистич. странах.

Б у p ж у а з н а я С. в 19 в. развивалась под влия­нием позитивизма Конта и Спенсера в двух параллель­ных и сначала почти не связанных друг с другом на­правлениях - теоретическая С. и эмпирические соци­альные исследования. Теоретич. С. пыталась рекон­струировать гл. фазы историч. эволюции и одновремен­но описать структуру общества. Однако развитие об­щества представлялось социологампозитивистам в ви­де более или менее прямолинейной эволюции, а струк­тура общества сводилась к механич. соподчинению раз­личных «факторов». В зависимости от того, какой имен­но стороне обществ. жизни придавалось наибольшее значение, в С. 19 в. выделяют неск. различных направ­лений.

Географическая школа абсолютизировала влияние географической среды и её отд. компонентов (климат, ландшафт и т. д.). Демографич. школа считала гл. фак­тором обществ. развития рост народонаселения. Расово-антропологическая школа интерпретировала обществ. развитие в понятиях наследственности, «расового под­бора» и борьбы «высших» и «низших» рас. Органическая школа (органицизм) рассматривала общество как подо­бие живого организма, а социальное расчленение об­щества - как аналогичное разделению функций между различными органами. Социальный дарвинизм видел источник обществ. развития в «борьбе за существование». В кон. 19 - нач. 20 вв. широкое распространение полу­чили различные разновидности психологич. С.- инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционистские объясне­ния обществ. жизни в терминах желаний, чувств. интере­сов, идей, верований и т. п. Наряду с попытками объясне­ния обществ. жизни в терминах индивидуальной психо­логии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание (Э. Дюркгейм, Е. Де Роберти, Ф. Гиддингс, Ч. Кули), а также сами процессы и формы социального взаимодействия (Ф. Теннис, Г. Зиммель, А. Фиркандт, С. Бугле и др.). Психологич. С. способ­ствовала конституированию социальной психологии и изучению таких вопросов, как обществ. мнение, спе­цифика коллективной психологии, соотношение рацио­нального и эмоционального моментов в обществ. соз­нании, механизмы передачи социального опыта, пси­хологич. основы и условия формирования социального самосознания индивида и группы. Однако сведение С. к психологии приводило к игнорированию матери­альных общественных отношений, их структуры и ди­намики.

Второй линией развития С. в 19 в. были эмпирич. социальные исследования. Потребность в информации о населении и материальных ресурсах, необходимой для нужд управления, вызвала появление периодич. перепи­сей и правительств. обследований. Капиталистич. урба­низация и индустриализация также породили или обост­рили ряд социальных проблем (бедность, жилищный вопрос и т. д.), изучением к-рых начали в 18 в. зани­маться обществ. организации, социальные реформаторы и филантропы. Первые эмпирич. социальные исследова­ния (работы англ. политич. арифметиков 17 в., франц. правительств. обследования 17-18 вв.) не имели систематич. характера. В 19 в. число их быстро возросло. Эти исследования не только ввели в оборот новые факты, но и совершенствовали методы их сбора и анализа. Кетле разработал основы социологич. статистики, Ле Пле - монографич. метод изучения семейных бюдже­тов. Появились первые центры социальных исследова­ний - Лондонское статистич. об-во, Об-во социальной политики в Германии и др. Эмпирич. исследования на­чинают постепенно испытывать нужду в обобщающей теории, а социологич. теория - в эмпирич. проверке своих положений.

Возникнув на стыке неск. различных дисциплин и не имея чётко очерченного собственного предмета, С. на первых порах встречала сильную оппозицию со сто­роны представителей более старых дисциплин (особенно философов и историков) и не вписывалась в систему классич. гуманитарного образования. Однако постепен­но положение менялось. В кон. 19 в. С. становится уни­верситетской дисциплиной, начинают выходить спец. журналы.

Несмотря на этот рост С., её положение оставалось весьма неопределённым. Идеологич. кризис, связанный с перерастанием домонополистич. капитализма в импе­риализм, революция в физике и кризис механич. детер­минизма в общенауч. мировоззрении, рост интереса к методологич. вопросам в связи с дальнейшей дифференциа­цией и специализацией обществ. наук, методологич. кри­зис позитивистского эволюционизма, господствовавшего в обществоведении 19 в., и усиление антипозитивистских течений в философии - всё это не могло не повлиять на С. Вульгарный механицизм и натурализм позитивист­ской С. подверглись резкой критике со стороны неоидеалистич. течений, вплоть до полного отрицания права С. как науки на существование (Дильтей, Кроче). Острая теоретико-методологич. полемика развёртывается и внутри С.

Крупнейшие зап.-европ. и амер. социологи кон. 19 - нач. 20 вв. Теннис, Зиммель, Дюркгейм, М. Вебер, Парето, Веблен ставили одни и те же осн. вопросы. Все они ясно понимали, что бурж. общество переживает кризис и испытывали тревогу по поводу его проблем, решения к-рых они не видели. Стремясь поднять С. до уровня объективного, научного знания, они вместе с тем понима­ли недостаточность для обществоведения естеств.-науч. методов. Настаивая на самостоятельности С. и её от­делении от философии, экономики и права, они в то же время анализировали такие филос. вопросы, как при­рода социальной реальности, гносеологич. специфика социального познания, соотношение науки и мировоз­зрения. Воспринимая кризис бурж. общества прежде всего как кризис его ценностных систем, они уделяли много внимания изучению норм и ценностей культуры и особенно - религии. При этом историко-эволюционный подход постепенно уступил место структурно-аналити­ческому, а теоретич. построения начали всё теснее связываться с эмпирич. исследованием (напр., кн. «Са­моубийство» Дюркгейма). Но в рамках общей пробле­матики формируются разные теоретич. ориентации. «Социологизм» Дюркгейма, предлагающий рассматри­вать социальные факты «как вещи», продолжает линию позитивистского объективизма. «Понимающая социо­логия» М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутр. смысл социальных действий, связана, напротив, с идея­ми неокантианства и философии жизни. Функционализм Дюркгейма контрастирует как с историч. ориентацией Вебера, к-рый считает социологич. понятия «идеальны­ми типами», необходимыми для упорядочения сложной историч. действительности, так и с подходом Зиммеля, для к-рого базовым, исходным социальным процессом является межличностное взаимодействие. Важно, что в последней трети 19 в. началась активная конфронта­ция бурж. С. с марксизмом как по идеологич., так и по теоретич. вопросам. Особенно усилился этот процесс после Великой Окт. социалистич. революции.

Совр. немарксистская С. неоднородна по своим идео­логич. установкам. Наряду с явными апологетами ка­питализма, разрабатывающими его политикоидеологич. и военную стратегию или общие теории, прямо на­правленные против марксизма и коммунизма, такие, как теория конвергенции, имеется значит. число учё­ных, к-рые стараются отделить свою науч. работу от по­литики, ограничиваясь исследованием спец. проблем; их идеологич. установки в большинстве случаев явля­ются буржуазно-либеральными, реформистскими. Наконец, существует т. я. «радикальная», или «критиче­ская», С., с леволиберальных и мелкобурж. позиций под­вергающая критике капиталистич. строй и его учрежде­ния. Соотношение этих идеологич. течений изменчиво и неодинаково в разных странах. Кроме того, нужно иметь в виду специфику самого социологич. знания и множест­венность его социальных функций. В результате интен­сивной профессионализации и специализации С. заня­ла одно из центральных мест в системе обществ. наук, она изучается и преяодаётся в большинстве стран мира и насчитывает св, 40 специализированных отраслей, число к-рых продолжает расти. Наряду со сбором эмпирич. информации и её теоретич. интерпретацией С. вы­полняет прогностические и прикладные функции как на уровне макросоциальных процессов и систем (напр., исследование социальных аспектов изменения природ­ной среды), так и на микроуровне (напр., в масштабах отд. предприятия). Значит. успехи были достигнуты в сфере методов и техники исследования (системный под­ход, математич. моделирование социальных процессов, количеств. методы обработки и обобщения данных). Хотя границы между С. и нек-рыми смежными дисцип­линами, напр. социальной психологией, не вполне оп­ределённы, это объясняется не только тем, что С. ис­пользует методы др. наук, но и растущей социологизацией др. обществ. наук, стремящихся рассматривать свои объекты в более широком социальном контексте.

В послевоенный период в бурж. С. существовало неск. различных теоретико-методологич. ориентации. Самой влиятельной из них был структурный функцио­нализм (Парсонс, Мертон), к-рый выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого. Интеракционизм (Дж. Хоманс, Э. Гофман) ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе к-рых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры и уч­реждения. Сильное влияние на социологич. теорию ока­зывали неопозитивизм, феноменология (Шюц), неофрей­дизм (Фромм и др.), франц. структурализм. Хотя между общетеоретич. ориентациями и т. н. теориями среднего уровня, не говоря уже об эмпирич. исследованиях, су­ществует большой разрыв, исходные установки суще­ственно влияют и на тематику, и на методы исследова­ния. Представители интеракционистской ориентации изучают преим. межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры общества. Со­циологпозитивист старается свести социальные ценно­сти и нормы к фактам «открытого», наблюдаемого пове­дения (напр., статистике участия и неучастия в выбо­рах), феноменолог, напротив, интересуется тем, какой внутр. смысл имеет то или иное социальное действие  для его участников.

Противоречия и трудности развития особенно ярко проявились в кризисе зап. С., к-рый стал явным в кон. 1960-х - нач. 1970-х гг. В идеологич. плане этот кри­зис связан с обострением социальных противоречий капитализма и ростом демократич. движения. В теоре­тикометодологич. плане кризис С. выступает как кри­зис позитивистско-сциентистских иллюзий относитель­но возможности «беспартийной» С., а также эмпиризма и функционализма, абсолютизирующего момент един­ства и устойчивости «социальной» системы и смазыва­ющего её внутр. противоречия. Критика этих течений заняла одно из центральных мест на 9-м (1978) и 10м (1982) Всемирных социологич. конгрессах.

В связи с этим наблюдается рост внимания и интереса к марксизму, в к-ром учёных привлекает ориентация на исследование глубинных, объективных социальных процессов и отношений в обществе в целом, диалектич. подход, историзм и, наконец, революционнокритич. тенденция, стремление не просто к изучению, но к об­новлению мира. Наряду с этим среди учёных Запада широко распространены всевозможные подделки, истолковывающие марксизм в романтическом, анархист­ском и т. д. духе. Среди части левонастроениых моло­дых социологов бытует вульгарно-нигилистич. отноше­ние к технике социологич. исследования, эппирич. ме­тоды огульно приравниваются к «апологетике», партий­ность противопоставляется науч. объективности и т. д. В своём отношении к работам социологов Запада учё­ныемарксисты сочетают принципиальную критику с ис­пользованием их науч. достижений.

Просмотров: 636
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Возникновение психологии как науки
  • Второе значение образования как результата
  • Гипноз как инструмент исследования
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Самоубийство как образ жизни
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь