ПОНЯТИЕ,

мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфич. приз­наков, в качестве к-рых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. По словам В. И. Ленина, П. есть «... высший продукт мозга, выс­шего продукта материи».

Объект характеризуется в П. обобщённо, что достига­ется за счёт применения в процессе познания таких умств. действий, как абстракция, идеализация, обобще­ние, сравнение, определение.

Посредством отд. П. и систем П. отображаются фраг­менты действительности, изучаемые различными нау­ками и науч. теориями. Ф. Энгельс указывал, что «... ре­зультаты, в которых обобщаются данные его (естество­знания.- Ред.) опыта, суть понятия...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 14). В П. часто отража­ются такие предметы и их свойства, к-рые невозможно представить в виде наглядного образа.

При помощи П. отображаются как фрагменты дейст­вительности, рассматриваемые в отвлечении от изменения и развития, так и сам процесс постоянного измене­ния и развития изучаемой действительности, процесс углубления наших знаний о ней. Ленин подчёркивал: «Понятия не неподвижны, а - сами по себе, по своей природе переход» (ПСС, т. 29, с. 206-07); «... че­ловеческие понятия ...вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, бел этого они не от­ражают живой жизни» (там же, с. 226-27).

Нередко под II. понимают системы знаний, представ­ляющие собой фрагменты тех или иных науч. теорий. Подобные системы знаний предполагают определения П., установление их связей с иными П, системы. Из совокупности таких знаний могут быть логически вы­ведены новые знания об изучаемых объектах. Так, напр., К. Маркс, определив капитализм как обществ.-экономич. формацию, специфич. особенностью к-рой являются товарные отношения высшего типа (когда рабочая сила  выступает как товар), показал, как про­тиворечия товара объясняют специфику капиталистич. отношений, и логически вывел из соотношений соот­ветств. "П. противоречия капиталистич. общества. Эта совокупность знаний характеризует П. о капитализме как систему.

Формальная логика изучает общую структуру П,, его видов, структуру определения П., его структуру в составе более сложных контекстов, структуру отноше­ний между П. Диалектич. логика исследует процессы формирования и развития П. в связи с переходом зна­ния от менее глубокой сущности к сущности более глу­бокой, рассматривает их как ступени познания, как итог познават. деятельности. Диалектич. логика нау­чает П. в связи с проблемой диалектич, противоречиво­сти познания.

П. непосредственно закрепляются и выражаются в языковой форме - в виде отд. слов («революция», «атом», «кислород») или в виде словосочетаний («затуха­ющие колебания», «диктатура пролетариата» ). П. опредмечиваются, материализуются не только в языковой форме, но и в творениях человека, т. е. в более опосредствованных формах материализации. Процесс «... познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную объективность» (Л е н и н В. И., там жо, т. 29, с. 177).

В каждом П. различают его содержание и объём. Содержание II.- это совокупность признаков предме­тов, отражённых в П. Так, в содержание П. «молекула» в числе др. свойств входит свойство «быть мельчайшей частицей вещества, сохраняющей физич. и химич. свой­ства данного вещества». Объём П.- это множество (класс) предметов, каждому из к-рых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. Так, в объём П. «река» входит множество, состоящее из отд. рек, называемых Волга, Дон, Днепр и т. д.

Обобщаемые в II. предметы выделяются из состава более обширного класса, задаваемого родовым призна­ком. Признаки, выделяющие обобщаемые предметы в пределах этого более обширного класса, называются видовыми. В логике различают П. с пустым объёмом - их объёмы не содержат ни одного элемента («кентавр», «золотая гора»), единичные П.- их объёмы содержат лишь по одному элементу (столица Франции; самая большая река в Европе), общие П.- в их объёмах со­держится более чем один элемент («химич, элемент», «натуральные числа», «растение», «обществ.-экономич. формация»).

По характеру элементов объёма П, делят на собирательные и несобирательные. К собирательным относятся единичные П., объём к-рых состоит из различных пред­метов, составляющих единый агрегат (созвездие «Боль­шая Медведица»); др. П. являются несобирательными. В формальной логике по отношению к содержанию и объёму П. формулируется закон их обратного отношения: чем больше содержание П., тем меньше его объём и наоборот. Так, если к содержанию П. «треугольник» добавить признак «иметь равные стороны» (содержание исходного П. увеличилось - возросло число призна­ков, мыслимых в содержании этого П.), то объём исход­ного П. «треугольник» уменьшится - получившееся П. «равносторонний треугольник» меньше по объёму, чем исходное П. «треугольник».

Просмотров: 1022
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • ЖЕНЩИНА, РОЖАВШАЯ ШЕСТЬ И БОЛЕЕ РАЗ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как процесс
  • ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ
  • принцип единства явления и его сущности
  • СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
  • Содержание понятия
  • Содержание понятия
  • Содержание понятия
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация как процесс
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Фрейм -«как если бы»
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь