ПОЛИТИКА

(греч гос. или обществ. дела, гос-во), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социаль­ными группами, ядром к-рой является проблема заво­евания, удержания и использования гос. власти. Самое существенное в П.- это «... устройство государствен­ной власти» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 239); П. «... есть участие в делах государства, направле­ние государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства...» (там же, т. 33, с. 340). Любая обществ. проблема приобретает политич. харак­тер, если её решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 360).

Науч. объяснение П. и соответственно формирование науч. П. стали возможны лишь с появлением марксиз­ма. Материалистич. понимание истории,  уяснение роли и места классов во всём комплексе социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политич. отношения в своей сущности есть отношения классо­вые. С тех пор как появились классы и до тех пор пока они будут сохраняться, существовала и будет существо­вать 11. как особая, специфич. форма обществ. деятель­ности. Именно потребности классов определяют содер­жание политич. интересов. По мере усложнения соци­альной жизни, осознания классами и др. обществ. группами своих интересов формировалась политич. надстройка общества, возникали орг-ции и учреждения, в рамках к-рых по преимуществу осуществляется по­литич. деятельность, прежде всего - гос-во, позднее партии политические. С т. зр. марксизма-ленинизма П.- и как практич. отношения, и как идеология - детерминирована движением экономич. процессов и выступает как надстройка над экономич. базисом об­щества (см. Базис и надстройка). Экономич. интересы в конечном счёте выступают как социальная причина политич. действий.

Политич. деятельность, будучи производной по от­ношению к деятельности экономической, обладает боль­шой степенью самостоятельности. Политич. логика не является механич. слепком с логики экономич. разви­тия. Всё это открывает путь для политич. акций, проти­воречащих законам экономич. развития или, что встре­чается гораздо чаще, учитывающих действия этих зако­нов не полностью, частично. В ограниченных рамках паллиативные акции могут иметь успех, о чём, напр., свидетельствует опыт гос. регулирования экономики в условиях совр. капитализма. Однако в перспективе подобные политич. действия обречены на провал, ибо они лечат не болезнь, а её симптомы. Вместе с тем относит. самостоятельность П. открывает широкие возмож­ности для прогрессивных воздействий на экономич. процесс и вообще на ход истории. Маркс называл на­силие - это крайнее выражение политич. воздейст­вия - повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критич. моментах истории, когда насилие необ­ходимо и неизбежно, а о её «спокойном» течении, то и в этом случае политич. действия, отражающие назревшие потребности общественного и прежде всего экономич. развития, выступают как мощный ускоритель социаль­ного прогресса, как сила, способствующая сознат. и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Будучи концентрированным выражением не только экономич., но и иных потребностей классов, П. оказы­вает существ. влияние на все структурные элементы надстройки. Причём чем острее классовая борьба,  тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно поли­тич. сферу. Поэтому естественпо, что в совр. эпоху, когда в мировом масштабе идёт процесс революц. сме­ны одной обществ.-экономич. формации другой, про­исходит всеобъемлющая «политизация» социальной жиз­ни.

Нередко - особенно там, где сильно давление мелкобурж. стихии и вообще отсталых, архаич. структур - этот процесс приобретает уродливые, искажённые фор­мы. Создаётся своего рода культ всемогущей и всепроникающей политич. власти. При этом считается, что механизм эффективного политического принуждения позволяет «обойти» закономерности общественного раз­вития. Такие попытки игнорирования социальных закономерностей приводят, как правило, к авантюризму и субъективизму в П.

Различают П. внешнюю и П. внутреннюю. В целом внешнеполитический курс данного гос-ва определяется характером, классовой природой его внутренней П. Вместе с тем внешнеполитич. обстановка существенно влияет на П. внутреннюю. В конечном же счёте и внеш., и внутр. П. решают одну задачу - обеспечивают сохра­нение и упрочение существующей в данном гос-ве си­стемы обществ. отношений. Но в рамках этой принци­пиальной общности каждая из двух осн. областей П. имеет свою важную специфику. Методы решения внутриполитич. задач определяются тем, что гос-во - даже при ярко выраженной оппозиции - обладает монопо­лией на политич. власть в данном обществе. А на междунар. арене единого центра власти нет, там действуют гос-ва, к-рые в принципе равноправны и отношения между к-рыми складываются в результате борьбы и пере­говоров, разного рода соглашений и компромиссов.

Внутр. П. охватывает осн. направления деятельности гос-ва, правящих партий. В зависимости от той сферы обществ. отношений, к-рая является объектом политич. воздействия, можно говорить об экономич. или соци­альной, культурной или технической и др. П. Борьба за власть, политич. господство между классамиантаго­нистами, а также между различными группами господ­ствующего класса составляет стержень обществ.-по­литич. жизни в любом антагонистич. обществе. В усло­виях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политич. жизни перемещается в область упрочения, совершенствования политич. ор­ганизации общества, развития социалистич. демократии, постепенного преобразования всей системы обществ. отношений на коммунистич. началах.

В самой общей форме структуру цолитич. руководства можно свести к трём осн. моментам. Во-первых, такое руководство включает в себя постановку принципиаль­ных задач, определение перспективных, а также бли­жайших целей, к-рые должны быть достигнуты в задан­ный промежуток времени. Реальность политич. задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют соотношению социальных сил, реаль­ным возможностям, существующим на данном этапе развития. Во-вторых, политич. руководство предпола­гает выработку методов, средств, форм обществ. дея­тельности и организации, с помощью к-рых поставлен­ные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки «чистой» П., ибо её решение связано с определ. нравств. представлениями. Коммунисты решительно отвергают аморальный тезис: цель оправдывает сред­ства. Политич. опыт показывает, что успех, к-рый мо­жет быть достигнут путём применения бесчеловечных средств для осуществления человечной цели, имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели. В-третьих, цолитич. руководст­во связано с необходимостью подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить намеченные задачи. Знание общей схемы, равно как и применение совр. инструментария политич. руководства (системный анализ  и т. п.), сами по себе ещё не обеспечивают успе­ха в П. Науч. П. опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской теории, покрывающей закономер­ности историч. развития. Выработка ген. перспективы развития общества, правильной иолитич. линии и орга­низация трудящихся в целях претворения её в жизнь - главное в деятельности правящих коммунистич. пар­тий. Чем шире размах социалистич. и коммунистич. строительства, чем сложнее задачи, к-рые приходится решать, тем выше роль и ответственность партий, иду­щих во главе масс.

Политич. теория, давая общую ориентировку поли­тич. деятельности, не может охватить всего многообра­зия событий, очертить всю совокупность возможных следствий из данной совокупности причин. Поэтому П., даже науч. П. - столь же искусство, сколь и нау­ка. Тем более, что II. широко подвержена влиянию личных качеств политич. деятелей. Поэтому одна и та же объективная, напр. экономическая, потребность может быть выражена в разных политич. решениях, содержание к-рых будет во многом зависеть от усмотре­ния лиц, правомочных это решение принять. Диапазон отклонений, вызванных действиями субъективных фак­торов, объективно ограничен. Но он вполне достаточен, чтобы привести к неоднозначности политич. действий.

П., в отличие от экономики или культуры, относится к числу таких явлений обществ. жизни, к-рые имеют исторически преходящий характер. По мере развития коммунистич. обществ.-экономич. формации политич. оболочка, внутри к-рой до сих пор осуществляется ма­териальный и духовный прогресс, будет становиться всё тоньше, пока совсем не растворится в обществ. комму­нистич. самоуправлении. Связь между людьми, руко­водство делами общества утратят политич. характер. Установление социальной однородности человечества и победа коммунизма в мировом масштабе будут озна­чать конец П. как специфической формы человеческой деятельности.

Просмотров: 803
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС)
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Знание как деятельность
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как процесс
  • ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Самоубийство как образ жизни
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Фрейм -«как если бы»
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь