ЭФФЕКТЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

( sequence effect )—побочные и, как правило, систематические влияния на результаты эксперимента (значения зависимой переменной), связанные с предъявлением испытуемому экспериментальных проб (задач) в определенной последовательности. В специальной литературе иногда пользуются буквальным переводом — “сериальные Э.”. Основной источник систематического смешения в индивидуальных экспериментах. В межгрупповых экспериментах Э. П. отсутствуют. В интра- кросс-индивидуальных экспериментах выделяют следующие разновидности Э. П.:

— Э. переноса ( transfer ) — результат взаимных влияний последовательно предъявляемых условий (уровней) независимой переменной, дающий преимущество действию одного из них. По характеру взаимовлияний различают однородный неоднородный, симметричный асимметричный Э. Наиболее уязвимы в отношении этих Э. регулярные последовательности предъявления условий — регулярное чередование позиционно уравненная последовательность (индивидуальный эксперимент), а также реверсивное уравнивание (кросс-индивидуальный). При использовании этих схем устраняются Э. только однородного и симметричного переноса. Э. неоднородного переноса усредняется с применением, случайной последовательности и остальных кросс-индивидуальных схем. Последствия асимметричного взаимовлияния условий зачастую не устраняются даже при случайном предъявлении каждого из них;

— Э. ряда ( range ) — благоприятный (или неблагоприятный) Э. асимметричного переноса на действие того или иного уровня независимой переменной в многоуровневом эксперименте. Ряд —это последовательность уровней независимой переменной от наименьшего количественного значения к наибольшему. Э. Р. зависит от удаленности позиции предъявления уровня от концов ряда и объясняется тем, что в позиционно уравненных последовательностях, используемых в кросс-индивидуальных схемах, каждому уровню ни разу не предшествуют идентичные уровни: более низким предшествуют более высокие и наоборот;

— Э. центрации ( centerings) — частный вариант Э. ряда, благоприятный для действия уровней независимой переменной, предъявляемых в середине ряда, связанный с тем, что именно этим уровням предшествовали как более низкие, так и более высокие уровни. Э. ряда и центрации определяются характером взаимовлияний между настоящим и предшествующим уровнями независимой переменной в последовательности их предъявления и могут сохраняться при использовании любых кросс-индивидуальных схем.

Просмотров: 1644
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента (термины)




Другие новости по теме:

  • Анализ временного (динамического) ряда
  • график последовательности
  • ЖЕНЩИНА, РОЖАВШАЯ ШЕСТЬ И БОЛЕЕ РАЗ
  • ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
  • Закон индивидуальных особенностей (различий)
  • Индивидуальных случаев анализ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Матрица индивидуальных наблюдений
  • Множественная регрессия с переменной-модератором
  • НА ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИСЛОВОГО РЯДА, ТЕСТ
  • ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ, ПРИНЦИП
  • Операционализация переменной
  • Операционализация переменной
  • Парадокс последовательности
  • ПЕРЕМЕННОЙ, КРИТЕРИЙ
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, НАУЧЕНИЕ
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДПОЧТЕНИЕ
  • Принцип последовательности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • Проект, основанный на анализе временного (динамического) ряда
  • Проект, основанный на контролируемом анализе временного (динамического) ряда
  • С ПЕРЕМЕННОЙ СКОРОСТЬЮ, ПОДКРЕПЛЕНИЕ
  • Тест на запоминание ряда цифр
  • ТЕСТ НА ЗАПОМИНАНИЕ РЯДА ЦИФР
  • ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
  • ТИП независимой переменной
  • Характеристики индивидуальных учебных достижений выпускников, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации
  • ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ КРОСС–КУЛЬТУРНЫЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь