МЕТАФОРА

(греч. metaphora—перенос) — способ эстетического мировосприятия и средство образной выразительности в иск-ве, в основе к-рых — перенесение значений одного предмета на др. при осознании (часто неопределенном) их различий. Мыслимое в М. несходство по отношению к мыслимому сходству, согласно образному определению Асмуса, играет роль, подобную окружающей тьме по отношению к яркому свету. М. как относительно постоянное, оформившееся явление речевой сферы (солнце встало, небо нахмурилось, душа болит, дым вьется и т. п.) следует отличать от создаваемого воображением ассоциативного образа в определенной ситуации и особенно — с выразительно-поэтической целью. Мн. исследователи (Д. Вико, В. Гумбольдт, Потебня, Н. Мюллер-Фрейнфельс) связывают возникновение метафорической образности (Образ художественный) с периодом стихийно-поэтического, нерасчлененного восприятия мира на первоначальных этапах развития любой культуры и языка. Положение о том, что в М. заложены структурные основания худож. образа, дискуссионно, но ее роль в человеческом познании и в нск-ве неоспорима: она «вносит остроту и свежесть в сердцевину критической мысли», обновляет предмет, «показывает его в неожиданном ракурсе» (П. Антокольский), создает чувственно-конкретный, рельефный образ, выражает живые, но скрытые, глубоко запрятанные чувства, усиливает впечатление (Виа-ну). В худож.-образной М. (напр., у Пушкина: «Пчела за данью полевой летит из кельи восковой», или у Маяковского: «Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту») перенесение признаков с одного предмета на др., их совмещение с подразумеваемым различением создает новое представление, к-рое не отменяет два др., а как бы просвечивает сквозь них. В М. воплощается многозначная природа худож. образа. М. свойственна не только иск-ву слова, но и др. видам искусства, напр. игровому и худож.-документальному кинематографу, где она выявляет себя посредством монтажа, совмещения различных планов, ракурсов, пластическим иск-вам, где она используется наряду с аллегорией и символом, особенно в нек-рых жанрах (таких, скажем, как плакат). В советской живописи на рубеже 60—70-х гг. отмечалось формирование поэтико-метафорической стилистики, пришедшей на смену т. наз. «суровому стилю». М. становится выразительным приемом совр. станковой и монументальной скульптуры. Образно-метафорическое мышление характерно не только для иск-ва. В качестве эстетического элемента оно является атрибутом как гуманитарных, так и естественных и технических наук.

Просмотров: 460
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • Достраивание образа
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • Когнитивная составляющая Я-образа
  • Компоненты здорового образа жизни
  • Критерии здорового образа жизни
  • МЕТАФОРА (перенесение, греч.)
  • НАЛОЖЕНИЕ ОБРАЗА, СОЗДАНИЕ ОБРАЗА
  • Образ себя
  • Образ себя
  • ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
  • ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
  • ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
  • Образа тела формирование
  • Ориентация по отношению к окружающей обстановке
  • ПЕРЕНЕСЕНИЕ, перенос
  • Популярный платонизм и постепенная сакрализация образа Платона
  • Программа здорового образа жизни
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • СЛОВА И ВЕЩИ: археология гуманитарных наук
  • СЛОВА И ВЕЩИ: археология гуманитарных наук
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Степень виртуализированности образа
  • Стилистическое влияние одного языка на другой.
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТРАНСФЕР, перенос, перенесение
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь