ТАЙНЫЕ КУЛЬТЫ (МИСТЕРИИ)

26.0. Термин мистерия является чисто техническим, обозначая определенные институты, практикующие инициацию. Идеология мистерий имеет два источника: с одной стороны, это архаические обряды инициации и тайные союзы, с другой — древние земледельческие религии Средиземноморья. Этнолог А.Йенсен включил в классификацию оба варианта мифа о происхождении, имеющего сходные черты во всех земледельческих цивилизациях. У племени маринд-аним (Новая Гвинея) боги-творцы и прочие существа изначального мира называются дема. Первое мифологическое сказание повествует о гибели одного из дема от руки других дема. Убийство божества знаменует переход от изначального к историческому времени, которое характеризуется смертью, необходимостью добывать пропитание и размножаться половым путем. Принесенное в жертву божество является первым умершим, оно преобразуется во все полезные растения и в луну. Культ представляет собой драматизированное воспроизведение убийства демы, в память о котором совершается ритуальное поглощение пищи. Йенсен дает этой мифологеме имя Хаинувеле, убитого божества племени вемале с острова Серам, и указывает на ее тесную связь с растительными культурами — особенно клубневыми. Другую мифологему он связывает со злаковыми: она посвящена похищению злаков с неба и ассоциируется с Прометеем. На самом деле оба мифа существуют в столь различных географических ареалах, что с их помощью трудно объяснить появление как злаковых, так и клубневых растений.

26.1. Греческие мистерии. В Иране, Вавилоне или Египте тайных культов не существовало — иными словами, это чисто эллинистический феномен. В Греции классической эпохи самыми типичными были Элевсинские мистерии, в орбите которых уже в древние времена вращается Дионис, не имевший собственного тайного культа. Орфики и пифагорейцы также не обладают институтом инициации. Ситуация меняется, как только речь заходит о кабирах или о Кибеле и Аттисе. Последний является единственным из умирающих божеств Ближнего Востока (Таммуз, Адонис, Осирис), кто вошел в инициационную структуру.

Комплекс мистерий Деметры и ее дочери Коры-Персефоны базируется на земледельческой идеологии; этот мифологический сценарий очень близок к тому, где в центре находилась Хаинувеле, Кора Молуккских островов. Подобно ей, Персефона исчезает в глубинах земли, отождествляется с луной и от нее целиком зависит судьба растений, особенно злаковых культур. Как и у Хаинувеле, в качестве основного жертвенного животного Коры выступает свинья.

Элевсинские мистерии были институтом коллективной инициации афинского государства по преимуществу. Тайна их неукоснительно сохранялась, но даже при полном отсутствии информации можно предположить, что сценарий инициации тем или иным образом воплощал высшую цель культовой идеологии — ритуальное уподобление судьбы неофита страданиям божества.

26.2. В эпоху Империи собственные тайные культы получают новые божества, как восточного, так и иного происхождения: Дионис, Исида, Митра, Серапис, Сабазий, Юпитер, Долихен, Фракийский всадник. Все эти мистерии гарантировали тайну инициации, однако не запрещали участие в другом культе, поэтому один человек имел возможности пройти через все инициации, которые были ему доступны по половой принадлежности, общественному статусу и наличию денежных средств. Сверх того, контуры некоторых мистериальных божеств весьма расплывчаты, у них часто совпадают солнечные атрибуты и имена (Зевс, Юпитер, Гелиос, Соль), в результате чего образуется устойчивый сплав, который иногда называют солярным синкретизмом. В IV в. все эти божества (включая Кибелу) становятся небесными, отождествляются с солнцем и стоят во главе пантеона, что не ощущается как противоречие. В некоторых экзегезах подобное разнообразие имен призвано скрыть подлинную сущность божества.

26.2.1. Институциональные структуры, превратившие Диониса в мистериальное божество, появились к концу I в. н.э. Для культа Диониса этой эпохи характерна чрезвычайная насыщенность эсхатологическими символами. Посмертные надежды приобщенных к мистерии Диониса описаны философом платоновской школы Плутархом из Херонеи (ок. 45–125) и в многочисленных иносказательных сочинениях. Души приобщенных пребывали в состоянии вечной радости и испытывали небесное опьянение.

26.2.2. Ступени инициации в культе египетской богини Исиды включали, как это было недавно доказано исследователями, элементы подлинной египетской религии. Римский писатель Апулей из Мадавра (ок. 125–162) дал весьма неполное и, прямо скажем, туманное, описание этого обряда в своем фантастическом романе, известном под названием Метаморфозы или Золотой осел. После ночной инициации, содержание которой не подлежит разглашению, главный герой романа Луций, облаченный в олимпийскую столу81, с факелом в правой руке и пальмовым венком на голове, поднимается на деревянный пьедестал перед статуей Исиды, и ему вручают двенадцать звезд приобщенного. Какие подвиги пришлось ему совершить, чтобы принять участие в этом маскараде, символизирующем обожествление? Объяснение дается в следующем загадочном отрывке: «Я достиг пределов смерти и, ступив на порог жилища Прозерпины, вернулся назад через все стихии; посреди ночи я увидел блистательное солнце, излучавшее свет; я оказался у самых ног подземных и небесных богов, и всем им я воздал почести». Ученые интерпретируют аллюзии вышеприведенного отрывка таким образом: либо это было чрезвычайно дорогостоящее театральное действо, либо обряд инициации, связанный с достижением неуязвимости или с имитацией небесного восхождения.

26.2.3. В военной среде императорской эпохи очень важную роль играли мистерии бога Митры (иранского по имени, эллинистического по содержанию). Этот культ обладал своей иерархией, почерпнутой из тайных астрологических сочинений; местом празднования служили особые храмы под названием митрейоны, которые возводились в благоприятные дни и имели обличие пещеры. Инициация включала в себя семь ступеней, находившихся под покровительством семи планет:

korax (ворон) — Меркурий nymphus (нимфа) — Венера miles (воин) — Марс leo (лев) — Юпитер Perses (перс) — Луна Helios — Солнце Pater (отец) — Сатурн

Астрологические интерпретации были вполне вероятны и по отношению к таким образным сценам культа Митры, как тавроболий, где Митра в окружении символических животных (змеи, собаки, скорпиона и т.д.) убивает быка.

С мистериями Митры связан характерный символический объект — лестница с семью дверями. О ней упоминает языческий философ II в. Цельс в своем труде «Истинное рассуждение», суть которого изложил христианский апологетик Ориген82. По словам Цельса, лестница знаменовала восхождение души через сферы планет.

26.2.4. Мистерии Фракийского всадника, где важную роль играет богиня с рыбой в руках и в ходе которых, вероятно, приносили в жертву барана, представляют собой упрощенный вариант митраизма с включением некоторых элементов, происходивших из придунайских провинций Империи. Здесь осталось только три ступени  инициации: Aries (Баран), Miles (воин), Leo (Лев); из них две первые находились под покровительством Марса, а последняя — под покровительством Солнца.

26.2.5. Сабазий, древний бог фракийцев и фригийцев, стал патроном мистерий во II в. н.э. По утверждению христианского писателя Климента Александрийского (ум. до 215 г.), кульминационным моментом инициации в этих мистериях было испытание змеей: ее вводили неофиту через грудь (per sinum), и она выползала снизу.

26.2.6. Сарапис или Серапис искусственное божество (Осирис Апис). Культ его зарождается в Мемфисе и получает дальнейшее развитие в Александрии эпохи Птолемеев. Главным считался серапеум в Александрии, однако этому богу поклоняются и во многих других греческих городах, где возникают общества Сарапиастов.

26.2.7. Юпитер Оптимус Максимус83 Долихен представляет собой божество мистерий императорской эпохи, посвященных владыке всех богов. Этот титул часто прилагается и к другим мистериальным богам — таким, как Сабазий и Сарапис. Греки превратили небесное божество из местечка Долихе (Малая Азия) в Зевса-Оромазда. Его культ принесли в Рим солдаты, служившие в провинции Коммагена.

26.3. Библиография. О тайных культах см. особенно следующие тома: Ugo Bianchi (ed.), Mysteria Mithrae, Leiden 1979; U.Bianchi и M.J.Vermaseren (eds.), La soteriologia dei culti orientali nell-impero romano, Leiden 1982 — в обеих работах имеется отличная библиография. См. также: I.P.CouIiano, Experiences de l-extase, Paris 1984; I.P.Couliano и C.Poghirk, Dacian Rider, in ER 4, 195–6; Sabazios in ER 12, 499–500.

Просмотров: 1948
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » М.Элиаде, И.Кулио. Словарь религий, обрядов и верований//При участии Г.С.Винер, М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВСЕ ВО ВСЕМ (или КАЖДОЕ В КАЖДОМ)
  • ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО, ЗАКОН
  • ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО, ПРИНЦИП НАУЧЕНИЯ
  • Душа как Солнце
  • Закон все или ничего
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • ИНИЦИАЦИИ
  • ИНИЦИАЦИИ
  • ИНИЦИАЦИИ
  • ИНИЦИАЦИИ
  • Инициации обряд
  • КОРИБАНТЫ, их Мистерии
  • МИСТЕРИИ
  • МИСТЕРИИ
  • МИСТЕРИИ
  • МИСТЕРИИ
  • МИСТЕРИИ
  • НАУЧЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ ВСЕ-ИЛИ-НИЧЕГО
  • НУМИНОЗНОСТЬ (NUMEN - зд. божество, воля богов - лат.)
  • Обряд инициации RITE OF PASSAGE
  • Обряды инициации
  • ОРФИЧЕСКИЕ МИСТЕРИИ или Орфики
  • Принцип «все или ничего»
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Техника «это еще не все»
  • ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь