КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ В БУДДИЗМЕ

Все концепции власти, бытующие в странах будд. мира, можно разделить на два типа: древнеинд. концепция «бога-царя», восходящая к мифологич. мышлению, и будд. концепция власти, возникшая в период формирования тхеравады и с рядом дополнений воспринятая впоследствии нек-рыми более поздними направлениями и школами буддизма. Особенностями концепции «бога-царя» являются: включение брахманских обрядов в политич. систему власти; обожествление личности короля, к-рый почитался аватарой (воплощением) Вишну, Шивы или Индры с соответствующими сверхъестеств. способностями и атрибутами; перенесение символов космич. порядка на политич. культуру конкретного гос-ва;провозглашение монарха с его атрибутами власти центром мироздания; использование древнеинд. трактатов для обоснования функций монарха; право «бога-царя» на власть обосновывалось его сакрализацией, а не морально-нравст. достоинствами. Согласно концепции власти царь не только правитель, но и регулятор социального порядка. Если он несправедлив, то приносит несчастье своим подданным. Монарх, к-рый не следует дхарме и не соблюдает высшие нравств. нормы, ведет страну к разорению. В этом случае он теряет право на власть и народ вправе свергнуть его. К. в. в б. не имеет завершенной формы, в нее можно вводить бесконечное количество морально-нравств. поучений, включая поучения о морали, медитации, мудрости, долге и обязанностях монарха. Она ставит под вопрос законность власти, утверждает фактич. зависимость власти от морально-нравств. законов, а юридически ставит эту власть под контроль сангхи как хранителя и толкователя морально-нравств. законов (дхармы). На практике правители будд. стран совмещали две концепции: инд. и будд.— первая служила для сакрализации царской власти, вторая -для ее прославления и оправдания перед будущими поколениями. Историч. хроники на синг., бирм., тайском, кхмер. языках содержат множество историй, прославляющих того или иного монарха как чакравартина, дхармараджу, бодхисаттву и т. д.; при этом всегда отмечаются заслуги монарха по отношению к религии и сангхе. Роль монарха, или правителя, в качестве защитника и покровителя религии считается ключевой для укрепления структуры гос-ва во всех странах южн. буддизма. Монарх защищает сангху, последняя узаконивает его власть. В ср.-век. Монголии, буддизм в к-рой представлял собой синтез махаяны и ваджраяны, под влиянием К. в. в б. сформировалась концепция «двух принципов гос. власти» — духовной и светской, к-рую осуществляли 2 правителя: один руководил сангхой, другой — гос-вом; оба они не имели права вмешиваться в дела друг друга, но должны были оказывать друг другу посильную помощь. Этот принцип впервые был сформулирован совместно императором Хубилаем (годы правления 1260—1294) и представителем школы сакьяпа Пагба-ламой. Соблюдение этого принципа затруднялось нестабильностью политич. ситуации в Монголии на протяжении 14— 20 вв. (феод. раздробленность и наличие многих светских правителей вместо одного; с 1691 по 1911 подчинение Монголии маньчж. императору Китая). В 1912—1919 обе власти—светская и духовная — слились в одном лице, и Монголия превратилась в теократич. монархию во главе с богдо-гэгэном. Такой же была реализация К. в. в б. в Тибете, где глава ведущей школы гелугпа далай-лама до присоединения Тибета к Китаю в 1951 сочетал в себе функции светского и духовного правителя. После 1959, даже находясь в эмиграции, далай-лама продолжает не только оставаться духовным главой Тибета в глазах тибетцев, но и высшим духовным авторитетом в глазах всех остальных буддистов.

Просмотров: 1093
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь




Другие новости по теме:

  • «ВОЛЯ К ВЛАСТИ»
  • ВЛАСТИ МОНОПОЛИЯ
  • ВЛАСТИ СТРАТЕГИЯ
  • ВЛАСТИ СТРУКТУРА
  • ВЛАСТИ, ОБЛАСТЬ
  • ВЛАСТИ, УТВЕРЖДЕНИЕ
  • ВЛАСТЬ и ТЕЛО ВЛАСТИ
  • Влияние власти и закона
  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • Воля к власти
  • Дистанция власти
  • Дистанция власти (ДВ)
  • ДИФФУЗИИ ВЛАСТИ ТЕОРИЯ
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • Компенсаторная теория власти
  • Комплекс власти (MACHTKOMPLEX)
  • Коррумпированность власти
  • ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ
  • Любовь и власть (воля к любви и воля к власти
  • Местные органы власти
  • Мотив власти
  • Мотивация власти
  • Мотивация власти
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ
  • Разделение власти (принцип)
  • ЭЛИТА ВЛАСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь