СРЕДА НАУЧНАЯ

- совокупность ученых, научно-руководящего и научно-вспомогательного персонала и др. категорий работников, непосредственно участвующих в исследованиях или выполняющих инженерно-технич., административные и т. п. функции в научн. организациях. Основа ее формирования - общность (прямая и опосредствованная) научно-коммуникативной деятельности. С.н. имеет несколько уровней. В качестве первичного уровня выступает исследовательская группа (лаборатория, кафедра), где осуществляются непосредственные когнитивные, административные, соц.-психологич. контакты. В более широком смысле С.н. включает в себя ученых одних и тех же специальностей, родов деятельности, учреждений и научн. сооб-во в целом. С.н. имеет официальную (формальную) и неофициальную (неформальную) структуру, в каждой из них имеются две подструктуры: а) деятельностно-коммуникативная; б) соц.-психологич., складывающаяся на основе личных симпатий и антипатий. Официальная структура - это структура статусов и ролей, с одной стороны, в научн. учреждениях, а с др. - в научн. и научно-технич. об-вах. В С.н. происходит соц. и когнитивная институционализация. В условиях большой науки деятельность ученых неразрывно связана с большими формализованными организациями (НИИ, вузы и т. п.). Однако неправомерно противопоставлять формальные и неформальные отношения ученого. Формальные - это отношения (действия), в к-рые ученый вступает в целях получения нового знания и к-рые регламентируются законами, должностными инструкциями. Неформальные - это отношения, в к-рые вступают неофициально по инициативе и в интересах ученого и к-рые не регламентированы правовыми нормами. Нормальным состоянием функционирующей организации является такое, когда неформальная структура способствует более эффективному выполнению стоящих перед научн. учреждением задач. С.н. - субъект научн. творчества и оценки деятельности ученого, одним из важных стимулов активной деятельности к-рого является признание (престиж) в С.н. Лит.: Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. Л., 1981; Научный коллектив: опыт социологического исследования. М., 1982; Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 1983; Ученый научный коллектив: социальные аспекты деятельности. М., 1986; Чичулин Л.А. Микросреда в системе социальных связей и отношений ученого. Новосибирск, 1989. С.А. Кугель.

Просмотров: 631
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Анализ продуктов деятельности (творчества)
  • ВИДЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
  • Генезиса коммуникативной деятельности концепция
  • Группа: неформальные отношения и подгруппы
  • информационная основа профессиональной деятельности
  • КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ВИДЫ
  • кортиев орган (по имени итальянского ученого а.корти)
  • метод изучения продуктов деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • научно-исследовательская деятельность
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (НИИ)
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • Ориентировочная основа деятельности
  • Ориентировочная основа деятельности (ООД)
  • Ориентировочная основа деятельности (ООД)
  • Отношения формальные
  • ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ НАУЧНЫМ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ПРИСВОЕНИЯ НАУЧНЫМ РАБОТНИКАМ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ
  • Предварительное предоставление правдивой информации о предстоящей деятельности (ознакомление с реальными должностными обязанностями)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПСТД)
  • СТРУКТУРА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЕЙ (СТРУКТУРА МНОГОМЕРНОЙ СЛУЧАЙНОЙ ВЕЛИЧИНЫ, СТРУКТУРА СИСТЕМ ПЕРЕМЕННЫХ, ГРАФ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ)
  • СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Структура деятельности
  • СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Субъект деятельности
  • Формальные отношения
  • ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧЕНЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь