ПОСТПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

- направление, возникшее под влиянием постпозитивистской философии науки, включающей в себя весьма разнородные концепции - критич. Рационализм (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд), историч. направление (Т. Кун, Дж. Холтон), научн. реализм (Р. Арре) и др. В работах, посвященных проблематике соц. познания и претендующих на создание постпозитивистской методологии, можно выделить несколько течений. Первое характеризуется общей антипозитивистской направленностью, стремлением пересмотреть основополагающие принципы позитивистской соц. науки путем комбинации отдельных положений критич. Рационализма, филос. герменевтики, экзистенциализма и др. Второе направление, получившее распространении, основывается на положениях реалистич. философии науки Р. Арре. Его представители стремятся выработать концепцию нового "критического натурализма". Представители третьей точки зрения, отождествляя постэмпиризм с любой формой критики логич. позитивизма, подчеркивают преемственность между ними. Они ставят своей целью расширить мето-дологич. платформу классич. позитивизма и выработать более гибкую стратегию формирования теоретич. знания. Многообразие и разобщенность различн. концепций постпозитивистской философии соц. науки не позволяют говорить о существовании единой методологич. позиции, но тем не менее можно выделить две наиболее общие ее характеристики. Во-первых, это реабилитация "метафизики", признание важной роли философских допущений в соц. исследовании, против чего решительно протестовал традиционный позитивизм. С признанием роли филос. и мировоззренч. идей связано и стремление сторонников постпозитивистской методологии включить ценностные суждения в качестве специфич. для соц. исследования компонента познавательного процесса. Во-вторых, новая методологич. ориентация целиком воспринимает постпозитивистский тезис о качественном своеобразии теоретич. уровня знания и его определяющей роли в познании. Притягательность постпозитивизма для обществоведов объясняется тем обстоятельством, что новая методология позволяет учесть ряд специфич. сторон соц. познания, игнорировавшихся традиционным социологич. позитивизмом (см. Позитивизм в социологии). Постпозитивистская методология получает определенное признание, прежде всего в сфере теоретич. социологии, где она используется в русле "стабилизационных" тенденций, имеющих своей целью преодоление теоретич. плюрализма и создание единой логики научн. знания, способной стать основой интеграции различн. исследовательских ориентации. Лит.: Keat R., Urry J. Social theory as science. L., 1975; Thomas D. Naturalism and social science. Camb., 1979; Alexander J. Theoretical logic in sociology. N.Y., 1982; Epis-temology, methodology and the social science. Dordrecht, 1983. M.C. Комаров.

Просмотров: 1191
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
  • Методология науки
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
  • Натуралистическое направление социологии
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ПЕРЕХОД ОТ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ К МЕТОДОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Психологическое направление в социологии
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • СТРОГАЯ ВЕРСИЯ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ
  • СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь