ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ

- количеств, и качеств, характеристики состояния, тенденций и направлений соц. развития, применяемые в управлении и планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения дел в об-ве научно обоснованным требованиям. В наиболее полном виде показатели всех сфер обществ. жизни, в основном научно-технич. и экономич. развития, определяются и рассчитываются на основе данных гос. статистики, а по ряду вспомогательных показателей - на основе инструктивных положений министерств и ведомств, руководящих органов обществ. организаций. Для более глубокого представления о соц. процессах, происходящих в об-ве, проводятся специальные исследования, призванные дать оценку их состояния на уровне об-ва, региона, трудовых коллективов или отраслей нар. хоз-ва. При оценке уровня развития того или иного процесса, явления используются показатели: а) реальный, характеризующий данный процесс или явление; б) нормативный, на основе сравнения с к-рым определяется соответствие научно обоснованным требованиям. При обосновании и отборе П.с. используются различн. виды информации. Главным и определяющим является статистич. информация, соответствующим образом переработанная для того, чтобы ее можно было применять при сравнении развития аналогичных объектов. Очень важно использование показателей за пяти-, десятилетний и больший срок, к-рые могут по сравнимым характеристикам показать степень достижения поставленных целей, возможность их уточнения, исходя из конкретной ситуации. При характеристике трудовой деятельности обычно учитывается: общее состояние (обеспеченность, избыточность, недостаточность) трудовых ресурсов; полнота их использования; соответствие спроса и предложения трудовых ресурсов, главным образом по полу, квалификации, образованию; движение кадров; условия труда,  уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных производств и технологич. процессов; существующие системы оплаты труда; профессионально-технич. образование и повышение квалификации. Эти и др. объективные характеристики дополняются субъективными, полученными в ходе социологич. исследований. На их базе выявляется отношение к работе (удовлетворенность трудом) , наличие установки на профессиональный рост по избранной специальности или стремление к переходу на более творч. работу. На основе этих показателей может быть создана определенная типология работников по степени развития творч. отношения к труду, определены доминантные и корреляционные зависимости между перечисленными выше показателями. Отбор и применение П.с. связаны, во-первых, с необходимостью оценки конечных рез-тов во-вторых, с реализацией представлений людей о соц. справедливости, в-третьих, с совершенствованием соц. помощи и укреплением соц. защищенности людей и, наконец, с более полным учетом разнообразных потребностей различн. слоев и соц. групп. Лит.: Исследование построения показателей социального развития и планирования. М., 1979; Показатели социального развития и планирования. М., 1980; Нерсесова Е.Х. Гносеологический аспект проблемы социальных показателей. М., 1981; Показатели социального развития отрасли. М" 1985; Слепенков И.М., Аверин Ю.Л. Основы теории социального управления. М., 1990; Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993. Ж.Т. Тощенко.

Просмотров: 996
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • ГЕСЕЛЛЯ, ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ (или ШКАЛЫ)
  • ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • Индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ)
  • Модель зависимости трудовых показателей от уровня стресса
  • ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ научно-педагогических работников
  • Показатели развития информационной грамотности/информационной компетентности аудитории
  • Показатели развития медиаграмотности/медиакомпетентности аудитории
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Показатели социального развития
  • ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
  • ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «СЕМЬЯ» В РОССИИ
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО—ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
  • Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • Расстройство речевого или языкового развития
  • РАССТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО ИЛИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ (МКБ 315.3)
  • СЕМЕЙНЫЙ ЦИКЛ или ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ –



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь