ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

- логич. схема построения эксперимента, проверки объяснительной гипотезы. В соц. науках наиболее часто используются следующие виды П.э.: 1) эксперимент "до - после" без контрольной группы; 2) эксперимент "до - после" с контрольной группой; 3) эксперимент "только после" с контрольной группой; 4) эксперимент "якобы до - после" с контрольной группой. В эксперименте "до - после" без контрольной группы исследователем создается или изыскивается определенная ситуация, перед введением экспериментального фактора и после его воздействия производится измерение (часто методом опроса) зависимой переменной, а также основных неэкспериментальных переменных. Гипотеза проверяется сравнением значений зависимой переменной до и после воздействия экспериментального фактора. При этом трудно достичь внутреннюю валидность, доказать, что именно экспериментальный фактор вызвал фиксированные изменения в зависимой переменной. Трудности возникают и в связи с применением опроса для измерения зависимой переменной - проведение первого опроса (до воздействия экспериментального фактора) может в значительной мере повлиять на рез-ты второго опроса (после воздействия экспериментального фактора). Применение опроса создает ряд трудностей и для достижения внешней валидности: даваемые в ходе исследования ответы могут существенно отличаться от реальных мнений и оценок. Эксперимент "до - после" с контрольной группой предполагает образование или изыскивание двух равных по своим основным показателям групп (см. Группа контрольная), в одной из к-рых (экспериментальной) вводится в действие экспериментальный фактор, а в другой (контрольной) - нет. В обеих группах производится измерение интересующих исследователя признаков до и после воздействия экспериментального фактора. Этим намного увеличиваются возможности достижения внутренней валидности - если группы выравнены по составу и внешним условиям деятельности, то и влияние неэкспериментальных факторов (в т. ч. и предварительного опроса) должно быть в обеих группах одинаковым. Гипотеза считается доказанной, если в экспериментальной группе зависимая переменная  претерпела больше изменений, чем в контрольной. Все неэкспериментальные факторы не удается практически выравнять. Поэтому следует для уменьшения влияния неконтролируемых обстоятельств пользоваться не одной, а двумя или тремя контрольными группами и провести повторное исследование (в целях достижения внешней валидности с различн. соц. группами). В эксперименте "только после" с контрольной группой не возникает проблем, связанных с предварительным измерением зависимой переменной (эффектов первого замера), поскольку измерение производится лишь после первого воздействия экспериментального фактора. Гипотеза проверяется сравнением значений в зависимой переменной в экспериментальной и контрольной группах. Однако различие в значениях может быть вызвано не только эспериментальным фактором, но и др. обстоятельствами, тем более что нет точных данных о состоянии рассматриваемых групп до экспериментального воздействия. Поэтому существует ряд П.э., где комбинированием измерений "до" и "после" в точно выравненных группах пытаются, с одной стороны, уменьшить негативное влияние предварительного измерения, а с другой - компенсировать отсутствие данных до воздействия экспериментального фактора. К числу подобных П.э. относится эксперимент "якобы до - после" с контрольной группой. В обеих группах производится лишь одно измерение, но на разных стадиях эксперимента: в экспериментальной группе после воздействия исследуемого фактора, в контрольной группе до его воздействия. Гипотеза проверяется сравнением рез-тов этих измерений, т. е. экспериментальная и контрольная группа  рассматриваются, в сущности, как одна. Требования относительно выравненности групп и экспериментальной ситуации при этом настолько строгие, что в социологии удается лишь в очень редких случаях получить надежные рез-ты при этом П.э. Все описанные выше П.э. однофакторные (одновариантные). Многофакторные (многовариантные) П.э. предполагают воздействие двух, трех или даже большего количества экспериментальных факторов. Логика построения П.э. остается в основном той же, но применяется не один, а несколько вариантов экспериментального воздействия, проверяются гипотезы относительно влияния различн. комбинаций экспериментальных факторов. Это влечет за собой увеличение числа экспериментальных и контрольных групп. Реализация многофакторных планов реального эксперимента требует значительных материальных и временных ресурсов, знаний и опыта. Большие возможности заключает в себе проведение мысленных экспериментов по многофакторному П.э. П.А. Вихалемм.

Просмотров: 1941
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • F62.0 Стойкое изменение личности после переживания катастрофы
  • F62.0 Хроническое изменение личности после переживания катастрофы.
  • F62.1 Стойкое изменение личности после психического заболевания
  • F62.1 Хроническое изменение личности после психической болезни.
  • БЛИНОВ Николай Николаевич (1839 -после 1875)
  • БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич (1854 - после 1916)
  • БРЕД ВОЗДЕЙСТВИЯ
  • Бред воздействия
  • ВИДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
  • Воздействие и перенесение воздействия
  • Диссонанс, возникающий после принятия решения
  • Дисциплинарные воздействия
  • ДОЗАВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
  • Жизнь после жизни
  • Исследование педагогического воздействия: направление С. В. Кондратьевой
  • М. Хайдеггер:Проблема метафизики (после Бытия и времени)
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • Пренатальные воздействия
  • РОДЖЕР БЭКОН (ROGER BACON) (около 1214-после 1294)
  • РОДЖЕР БЭКОН (около 1214 - после 1294)
  • СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ
  • СЦЕНАРИЙ «ПОСЛЕ» (AFTER SCRIPT)
  • Терапия воздействия
  • ТЕРТУЛЛИАН (TERTULLIANUS) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220)
  • ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (около 160 - после 220)
  • УИНСТЕНЛИ Джерард (1609— после 1652)
  • Философия в Англии после Локка (Шефтсбери, Мандевиль, Хатчесон)
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Шотландская Философия XVIII в. после Юма
  • Энцефалопатия после отравления сероуглеродом



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь