ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

- соц. общности, обладающие нек-рыми признаками организаций (разделение функций, иерархия, принятие решений,  фиксированное членство и т. д.). Наличием подобных признаков О. в о.о. отличаются от таких соц. общностей, как классы, нации и т. п. Выделяют следующие организационные формы. Трудовые организации - предприятия и учреждения, к-рые создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Задаваемая им извне цель по своему содержанию не связана с непосредственными целями участников. Членство в них обеспечивает средства к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности. Обществ. (союзные) организации, цели к-рых вырабатываются "изнутри", представляют обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно с принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политич., соц., экономич. любительских потребностей. Существуют промежуточные формы организаций, напр., оперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старательские артели), к-рые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют трудовые, производственные функции Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы и т. д.). В об-ве возникают организационные образования и др. рода, к-рые не являются собственно организациями, но имеют нек-рые признаки последних. Это - ассоциативные организации - семья, научн. школа, неформальная группа. В них заметны нек-рая автономия от среды: относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников по ролям, престижу, принятие общих решений. Регулятивные функции в ассоциативных организациях осуществляют спонтанно складывающиеся коллективные нормы и ценности. Степень их формализации незначительна. Важное их отличие от организаций первых двух типов в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, т. е. цель одного участника служит средством достижения л ели другого. Целое здесь не тождественно его составляющим, но общие цели являются рез-том совпадения индивидуальных. Сходными организационными признаками обладает и такой тип общности, как поселение. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельностные способности друг друга, подчиняясь при этом какой-то целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т. д.), к-рая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает. Очевидно, что все эти организационные формы взаимосвязаны между собой. На территории большинства поселений находятся трудовые организации, в последних немало различн. союзных и ассоциативных организаций, многие союзные организации имеют административный аппарат, предприятия и т. д. Иногда оказывается эффективным их слияние, когда, напр., исследовательский ин-т создается на базе научн. школы или персонал отдаленной метеорологической станции формируется из членов одной семьи. В др. же случаях подобные сочетания считаются вредными, дезорганизующими. Лит.: Пригожин А.И. Социология организаций. М., А.И. Пригожин.

Просмотров: 1539
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • аккредитация организаций образования
  • Ассоциации детских организаций
  • государственная аттестация организаций образования
  • ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Механистические организационные формы
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
  • ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
  • ПРАВА ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций)  
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ И КУЛЬТУРНЫЕ УСЛУГИ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • СОЮЗ ПИОНЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - ФЕДЕРАЦИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (СПО-ФДО)
  • Союзы детских организаций
  • Теория организаций
  • Тип организаций стран третьего мира
  • Федерации детских организаций
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • Формы организации воспитания
  • Формы организации воспитательного процесса
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • Формы организации обучения
  • ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ)
  • Формы организации педагогического процесса
  • Формы организации труда
  • ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь