ЛОГИКА СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

- совокупность представлений о взаимосвязанных этапах, формах, уровнях, методах, процедурах исследования в соц. науке. Хотя Л.с.и. еще не оформилась как самостоятельная дисциплина, соответствующие проблемы активно разрабатываются в русле методологии соц. познания. Под Л.с.и. нередко понимают также структуру соц. исследования, систему используемых в нем методов и процедур, их необходимую последовательность. Большое внимание в Л.с.и. привлекают вопросы типов, уровней соц. исследования, их структуры и взаимодействия. В структуре эмпирич. соц. исследования обнаруживается необходимая связь между теоретич. предпосылками исследования, предварительным системным анализом объекта, выдвижением гипотез, уточнением исходных понятий, эмпирич. интерпретацией части понятий, построением системы показателей или эмпирич. индикаторов, обоснованием выбора объектов и единиц анализа, использованием методов и процедур сбора эмпирич. информации, статистич. методов анализа полученной информации, дальнейшими преобразованиями эмпирич. информации в процессе описания. Большое значение имеет, в частности, теоретич. обоснование методов сбора эмпирич. информации. Так, для правильного использования методов опроса и адекватного истолкования его данных необходимо знать семантику обыденного языка, опираться на закономерности вербального поведения людей, учитывать механизмы соц. контроля в ситуации опроса. Среди логико-методологич. проблем теоретич. исследования заслуживают внимания: логич. взаимоотношения между теориями разного уровня, логика формирования теоретич. понятий и их перевода в показатели или эмпирич. индикаторы, а также связи между теоретич. и эмпирич. законами, законами структуры, функционирования и развития, микро- и макрозаконами. Во взаимосвязях эмпирич. и теоретич. этапов (или типов) исследования предметом логико-методологич. анализа являются прежде всего функции, выполняемые ими по отношению друг к другу, в частности функции эмпирич. исследования по стимулированию теоретич. поиска, постановки новых теоретич. проблем или верификации теоретич. положений и роль теоретич. исследования в программировании различн. этапов эмпирич. исследования, ориентации последнего на подготовку фактов для последующего объяснения и др. На современном этапе нуждаются в специальном изучении изменения в характере эмпирич. базиса теории в связи с широким распространением эмпирич. соц. исследований, а также растущие потребности усиления влияния теории на различн. стороны, этапы эмпирич. исследования. Для успешного осуществления соц. наукой познавательных и практич. функций важное значение имеет усиление синтеза эмпирического и теоретического. Этому способствуют, с одной стороны, формирование теоретич. конструкций, способных к эмпирич. адаптации, расширение круга теоретич. понятий, получающих операциональные определения; с др. стороны, такое описание соц. явлений в рез-те эмпирич. исследования, к-рое порождает новые теоретич. задачи или служит проверке вновь формулируемых гипотез и законов. Раскрытие взаимодействия эмпирич. и теоретич. в соц. науке предполагает использование нек-рых формально-логич. средств прежнего индуктивных и дедуктивных выводов индуктивных обобщений выявляется, например, при формулировке эмпирич. законов, нуждающихся в теоретич. обосновании; дедуктивная обработка гипотез требуется для их эмпирич. подтверджения. Механизмы индуктивных выводов помогают в понимании нек-рых путей выведения причинных законов в соц. исследовании. Несомненно, по своей логико-гносеологич. природе соц. исследование имеет принциппиальное сходство с естественно-научн. исследованием. Оно тоже подчиняется общенауч. логич критериям и требованиям. Однако нельзя игнорировать и нек-рые специфич. логич. характеристики соц. исследования. Последние обусловлены прежде всего самой соц. реальностью где труднее найти необходимые регулярность и повторяемость, не наблюдается жесткой, однозначной детерминации явлений. Сказывается также неизбежное влияние на соц. познание ценностных, идеологич. установок исследователей, здравого смысла и обыденного языка, а также практич., инструментальных функций знания. В соц. исследовании труднее устанавливать строгие логич. связи между единицами знания, различн. процедурами и их элементами (эти сзязи в значительной мере осознаются интуитивно). Соц. знание почти не поддается аксиоматизации, ограниченными являются здесь возможности математич. моделирования, гипотетико-дедуктивная модель применима лишь к нек-рьш фрагментам знания. Содержание нек-рых понятий является недостаточно строго определенным. многие понятия несут ценностную нагрузку. Довольно часто встречаются в соц. исследовании энтимемные (сокращенные) умозаключения, редуцированные объяснения, к-рые по своей форме напоминают обыденные объяснения. В теоретич. анализе делается довольно много вероятностных допущений, к-рые не всегда осознаются исследователями. Нередки в соц. исследовании интуитивные предсказания, недостаточно обоснованные описанием и объяснением соответствующих объектов. Под влиянием здравого смысла, истины к-рого воспринимаются как самоочевидные и незыблемые, в соц. исследовании не всегда проявляется достаточная забота о логич. аргументации, доказательстве тех или иных утверждений. Хотя нек-рые положения в соц. исследовании можно непосредственно обосновать рез-тами описания, эксперимента, немало встречается и таких общих положений, гипотез, законов, истинность к-рых подтверждается лишь длительным опытом обществ.-историч. Развития. Отмеченные выше логич. особенности особенности соц. исследования указывают на неправомерное механич. переноса на него логич. схем и моделей, характерных для естественно-науч. исследования. Вместе с тем существуют широкие возможности совершенствования соц. исследования с т. зр. общенаучн. логич. норм, требований, в частности в направлении более четкой дифференциации смыслов и значений понятий, более оогих определений их, экспликации неявно ис-Сопьзуемых в исследовании посылок, более четой формулировки объясняющих законов, большей аргументированности теоретич. утверждений обоснования ценностно-нормативного содержания знания объективным и полным описанием глубоким и всесторонним объяснением соц. явлений и т. д. Интенсивная разработка проблем Л.с.и., осознание функциональной роли различн. элементов и процедур в целостном процессе исследования помогают преодолевать различн. отклонения от эталона научности, изживать малопродуктивные формы познавательной деятельности. Становится очевидной неправомерность абсолютизации отдельных этапов, процедур исследования, случаев, когда превращаются в самоцель использование количественных методов анализа, совершенствование техники и процедур эмпирич. исследования или анализ понятий, уточнение их смысла и значения в отрыве от остальных элементов и процедур соц. исследования. Л.с.и. ориентирует познавательную деятельность в конечном счете на достижение рез-тов, соответствующих нек-рым содержательным критериям, связанным с приращением теоретич. знания, раскрытием глубинных причинно-следственных, структурно-функциональных и т. д. связей объектов, выработкой эффективных рекомендаций для рационализации соц. деятельности. Н.Г. Магомедов, B.C. Швырев.

Просмотров: 747
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» К. Поппера
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Задачи исследования
  • ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭТАПЫ
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЛОГИКА КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЛОГИКА ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • метод исследования уровня притязаний
  • Методологические характеристики исследования
  • Методы эмпирического исследования
  • Методы эмпирического исследования
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • НОВИЗНА ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
  • ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
  • ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
  • СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ХОППЕ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ
  • Хоппе методика исследования уровня притязаний
  • Эмпирическая схема объекта исследования
  • ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО)
  • ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА
  • Этапы социологического исследования
  • ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь