КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

- способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в т.ч. правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы К.с. заключается в воспроизводстве господствующего типа обществ. отношений, соц. (групповых, классовых, государственных) структур. Направленность и содержание К.с. зависят от историч. обусловленных соц.-экономич., политич., идеологич., моральных и иных социокультурных характеристик данной соц. системы. К.с. - элемент более общей системы регулирующих воздействий на поведение индивидов со стороны об-ва. Отличительной чертой этой формы воздействия являются упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка). Система К.с. использует нормы социальные  (см.), к-рые находят отражение в идеологии, филос.-этич. воззрениях, художественном творчестве. Проблема К.с. выступила в работах нек-рых западных социологов в связи с задачей контроля над агрессивным поведением. Такого рода контроль рассматривается как часть общего процесса социализации индивида. Проблема агрессивного поведения была, в свою очередь, включена в более широкую проблему поведения отклоняющегося (девиантного) (см.), что связано с попытками вскрыть социокультурную динамику его возникновения. По существу проблема К.с. изучается (в связи с исследованием установок, с выделением контролирующей роли неформальных групп) в работах по психологии толпы, при разработке методов контроля над стихийным групповым поведением и т. д. Во всех подобных исследованиях индивидууму отводится роль объекта К.с, а соц. структурным образованиям - роль контролирующей и принуждающей силы. Такое представление о механизме К.с. страдает односторонностью. Действительно, в процессе К.с. сталкиваются между собой индивид и об-во, однако их взаимодействие носит более сложный характер, чем простая "подгонка" индивидуальных качеств под соц. стандарт. Соц. (групповое) действие, выступая в системе К.с. в виде реакции на индивидуальное поведение, выполняет функцию соц. стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных действий, в силу чего они становятся реакцией на соц. действия. Индивидуумы (индивидуальное действие) и соц. группа (соц. действие) - таковы исходные элементы системы К.с. К ним относятся также те промежуточные переменные соц.-психологич. характера, к-рые, будучи структурными элементами субъектов (индивида и соц. образования), непосредственно влияют на характер и направленность их действий. К их числу относятся: а) самосознание и самооценка субъекта (как индивида, так и соц. группы); б) восприятие и оценка субъектом соц. ситуации (соц. перцепция), присущие как индивиду, так и соц. группе. Формирование самооценки и специфика восприятия соц. ситуации зависят от характера тех критериев соц. оценок, к-рые на уровне индивида образуют "индивидуальную шкалу оценок", а на уровне соц. группы - "обществ. шкалу оценок". Преломляясь через призму этих шкал, соц. воздействия вызывают к жизни соответственно индивидуальные и соц. действия. Восемь компонентов образуют систему К.с. (в нормативном и психологич. аспектах). Прежде всего это индивидуальные действия (1), проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с соц. средой, акты познавательного и приспособительного характера. Реакция соц. среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, праве, идеологии и т. д.) соц. шкалы оценок  (2), производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений соц. группы, класса, об-ва в целом. Рез-том функционирования соц. шкалы оценок является категоризация (3) индивидуального акта, отнесение его к определенной категории действий (соц. одобряемой или порицаемой). Категоризация индивидуального действия зависит от характера обществ. самосознания (4), в т.ч. обществ. самооценки и оценки соц. группой ситуаций, в рамках к-рых она действует (соц. перцепция). От состояния обществ. самосознания непосредственно зависят характер и содержание соц. действий (5), выполняющих функцию позитивных или негативных соц. санкций. Реакция индивида на соц. действие зависит от индивидуальной шкалы оценок (6), производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида. Рез-том функционирования индивидуальной шкалы оценок является самокатегоризация (7) индивида (принятие роли, отождествление с определенной категорией лиц). Самокатегоризация индивида зависит от характера индивидуального самосознания (8), в т.ч. от самооценки и оценки ситуации, в рамках к-рой действует индивид (индивидуальная перцепция). От характера индивидуального самосознания непосредственно зависит последующее индивидуальное действие, являющееся реакцией на соц. действие. К.с. может либо усиливать возникающие в об-ве отклонения, либо смягчать их, приводить в норму. Система усиления соц. отклонений возникает в случае, когда отклонениям пограничного, маргинального характера противопоставляется догматич. или экстремистская мера соц. реагирования (максимально отрицательная оценка, применение насилия "с запасом"). Такого рода меры усиливают маргинальность соц. отклонений, активизируют собственные догматич., экстремистские элементы, что ведет к росту соц. возмущений, дестабилизации системы К.с. Система выравнивания соц. отклонений возникает в случае, когда на имеющиеся отклонения появляется реакция терпимости: поддерживается тенденция избежать крайних оценок, идет поиск компромисса и минимизации насилия. Такое реагирование помогает стабилизировать ситуацию, ведет к сохранению равновесия в системе К.с. Выравнивание или усиление соц. отклонений - важные функции системы К.с. Лит.: Яковлев A.M. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985; Келле Р.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988; Яковлев A.M. Социология экономической преступности. М., 1988; Кистяков-ский Б. А. В защиту прав//Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. 101-131; Соловьев Э.Ю. Личность и право//Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991. С. 403-431; Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996. A.M. Яковлев

Просмотров: 814
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Двойная система оценок
  • Действие или драматическое действие, разыгрывание, воспроизведение в действии
  • Диагностика системы операций индивидуального стиля педагогического общения (ИСПО)
  • ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДА
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ (или ДЕЙСТВИЕ)
  • ЗНАЧИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ или ЗНАЧИМОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (или ДЕЙСТВИЕ)
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • Методика Косвенного Исследования Системы Самосознания
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Рабочая сила отдельного индивида
  • РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ ИНДИВИДА
  • Речевое действие или внутриречевое действие
  • РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ или ВНУТРИРЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • Система оценок
  • Система оценок
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • Социализация индивида
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДА
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)
  • ШКАЛЫ ОЦЕНОК
  • Элемент социальной системы
  • ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ, СИСТЕМЫ
  • ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ИНДИВИДА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь