ЧАСТНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ

– дихотомическая модель социальных отношений, структурирующая образ жизни  индивидов посредством выделения сферы семьи, дома и сферы труда, рыночных отношений, политики, культуры. Разделение частной и общественной сфер и на уровне обыденного сознания, и в социальной науке имеет гендерный характер: сфера семьи, дома, воспроизводства непосредственных условий жизни традиционно связывается с женщиной ("место женщины – в семье"); в то время как производство, бизнес, политическая деятельность расцениваются как преимущественно мужские. Согласно теоретикам гендерной социологии, отделение частного от общественного (публичного) является выражением дуализма западной мысли. Как подчеркивает Р. Печесски, исторически понятие частного включает в себя, помимо "права на частную собственность", "свободы предпринимательства", автономии личности от государства, также "право на частную жизнь". Последнее интерпретировалось как право мужа контролировать повседневную жизнь жены и детей, распоряжаться телом и сексуальностью жены, детей и других членов семьи или домохозяйства.

Феминисты доказывают, что в основе разделения "частного" и "общественного" лежит гендерное разделение труда,  гендерное разделение социальных ролей, которые в традиционной социологии и политэкономии рассматриваются как "естественные" и имеющие биологическую основу. Ш. Ортнер (Sh. Ortner 1988) указывает, что концептуальная привязка женщин к сфере частной жизни, а мужчин к общественной аналогично символической ассоциации "женщина – природа", "мужчина – культура". В силу этого женщины исключались из общественной (гражданской) жизни, что оправдывалось необходимостью создания адекватных условий для реализации их "природного предназначения" - материнства. Этим объясняется и "концептуальное отсутствие" женщины в теоретических дискурсах "общественного", в то время как мужчина присутствовал в обоих дискурсах (Jane Haggis 1990).

Важным аспектом переосмысления феминизмом дихотомии "частного" и "общественного" явилось доказательство, что политические, экономические и социокультурные отношения имеют место не только на уровне общественных (публичных) институтов, но и в частной сфере – в семье, в домохозяйстве, в межличностных отношениях. Это нашло отражение в концепции сексуальной политики К. Миллетт, теории репродуктивного труда (Д. Эльсон, Лурдес Бенериа и др.), "политической экономии пола" Г. Рубин. Это позволило сделать вывод: мужчины и женщины не являются простыми актерами, играющими свои роли по заранее написанному сценарию, а взаимодействуют друг с другом, причем, в основе этого взаимодействия лежат отношения господства и подчинения. Как таковая, власть мужчин над женщинами является коллективной (общественной), а не индивидуальной (частной), в силу чего женщинам трудно достичь равного положения с мужчинами в частной сфере. Согласно С. Уолби, патриархатные отношения формируются в частной сфере, а воспроизводятся и консолидируются в сфере общественной. Поэтому многие феминистки настаивают, что подлинное гендерное равноправие подразумевает единство частных и общественных (социальных) прав личности (См. Б. Абцуг, Ц. Айзенштейн, Р. Печесски и др.).

Просмотров: 1122
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический глоссарий гендерных терминов, 2007 г.




Другие новости по теме:

  • “ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Воля как характеристика сознания
  • Гендерное разделение труда
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • О.Конт как создатель социологии
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  • Природа телевидения как искусства
  • Профессиональное обучение в сфере социальной работы
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь