СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

- раздел статистического вывода , предназначенный для оценивания характеристик (параметров) генеральной совокупности по результатам выборочного исследования. С.О. параметров генеральной совокупности возможно, если выборка извлечена с использованием вероятностных (случайных) процедур.

Неизвестные параметры генеральной совокупности (популярность политического лидера, рейтинг телевизионного канала, поддержка принимаемых решений со стороны населения и т.п.) чаще всего оценивают по результатам выборочного исследования. Поскольку ни одна выборочная процедура не может гарантировать отсутствие случайных ошибок, выборочный метод не позволяет определить точное (истинное) значение параметра; речь может идти только о приблизительной его оценке.

Различают точечное и интервальное оценивание параметров генеральной совокупности.

Интервальное оценивание предполагает построение доверительного интервала , в котором предположительно находится истинное значение параметра генеральной совокупности.

Точечное оценивание предполагает получение приблизительного значения параметра в виде одного числа. Например, средний доход респондентов из выборки рассматривается в качестве оценки среднего дохода лиц, составляющих генеральную совокупность. Основными методами точечного оценивания являются метод моментов, метод максимального правдоподобия, метод оценивания по минимуму Х2, метод наименьших квадратов. Например, если для переменной "время, затрачиваемое на дорогу от дома до работы" среднее арифметическое  по выборке составило 40 минут, то точечная оценка методом моментов будет заключаться в утверждении, что по генеральной совокупности среднее время на дорогу также составляет приблизительно 40 минут.

Поскольку точечные оценки заведомо не являются точными, их желательными качествами являются несмещенность, эффективность, состоятельность, робастность.

Несмещенность предполагает отсутствие систематического смещения значения выборочной статистики по отношению к истинному значению параметра генеральной совокупности, которое могло бы привести к завышению или занижению оценки этого параметра.

Понятие эффективности связано с тем, что иногда для параметра можно найти несколько несмещенных оценок. Лучшей из них представляется та, которая при использовании разных выборок дала бы наименьший разброс значений или, другими словами, обладала бы наименьшей дисперсией ( Статистика выборочная): чем меньше дисперсия, тем выше эффективность оценки. Эффективной называется несмещенная оценка с минимальной дисперсией.

Состоятельной называется оценка, значение которой с увеличением объема выборки приближается к истинному значению параметра генеральной совокупности.

Робастность оценки означает ее устойчивость к наличию резко выделяющихся значений ("выбросов") или к нарушению предположений, ограничивающих применение соответствующего статистического метода.

Исследованиями несмещенности, эффективности, состоятельности, робастности и других свойств статистических оценок занимается математическая статистика.

О.В. Терещенко

Просмотров: 1147
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • ЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ ПАРАМЕТР
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОД «ДЕЛЬФИ», МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА, МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ
  • метод абсолютной оценки
  • Метод Бекеши, или метод слежения
  • Метод наименьших квадратов
  • МЕТОД НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ
  • метод наименьших квадратов (МНК)
  • Метод отмены цвета (или метод нуля)
  • Метод оценки
  • метод оценки
  • Метод последовательной динамической оценки (МПДО). И. Н. Носс
  • Метод ранговой оценки
  • метод экспертной оценки
  • МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
  • Метод экспертной оценки (экспертный опрос)
  • МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
  • Метод экспертных оценок
  • Методика оценки работы учителя (МОРУ)
  • ОБЪЕМ СОВОКУПНОСТИ
  • Отбор случайный единиц совокупности
  • ОЦЕНИВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ
  • ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ
  • РЕПРОДУКЦИИ, МЕТОД (или ПРОЦЕДУРА)
  • СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД (или сравнит., кросскультурный, компаративный метод)
  • СРЕДНЕЕ, ИСТИННОЕ (или ПОПУЛЯЦИЯ)
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЗНАВАНИЯ, ПРОЦЕДУРА (или МЕТОД)
  • Шкала для оценки посттравматических реакций Миссисипская



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь