СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА

- направление социологии, изучающее масс-медиа как социально-культурный феномен. Рассматриваются различные аспекты функционирования производства, распространения, получения сообщений масс-медиа. С.М.-М. развивается как направление исследований, концентрирующее внимание на административных, идеологических и культурных аспектах воздействия масс-медиа на социум. С.М.-М. тесно связана с эмпирическими исследованиями, сбор и анализ которых является базовой составляющей изучения масс-медиа. В рамках данного подхода можно определить несколько стратегий изучения масс-медиа. Последователи М. Вебера анализируют и выстраивают систему значения рациональной составляющей в культурной деятельности. Акцентируя внимание на вопросах организации работы масс-медиа, их включенности в социальную сферу, встроенности в социальный организм.

Сторонники концепции разработанной Э. Дюркгеймом , заняты исследованием общественного восприятия содержания масс-медиа. Анализируя методы формирования коллективных представлений (проблема манипулирования общественным мнением) и рассматривая возможность объединения людей посредством медиа (интегрирующая функция).

Марксизм изучает символические значения текстов масс-медиа, рассматривая последние через призму взаимоотношений базиса и надстройки, при этом масс-медиа относятся к надстройке. В соответствии с неомарксистскими традициями Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер - , Т. Адорно - ), концепцией А. Грамши , работой Бирмингемского центра "культурных исследований" (С. Холл - , Р. Уильямс - ) повышается внимание, уделяемое масс-медиа при формировании и развитии культуры. Масс-медиа рассматриваются не только как "рупор" власти для пропаганды доминирующей идеологии, но и как часть и даже характеристика культуры.

Теоретические исследования С.М.-М. представляют собой попытку создания моделей, которые бы описывали закономерности функционирования и прогнозировали перспективы развития масс-медиа. Это такие концепции как информационного общества , теория "всемирной деревни" (М. Маклюэн - ).

Для изучения масс-медиа С.М.-М. использует различные эмпирические методы: мониторинг, контент-анализ, рейтинговые методики. Самой популярной формой отчета об исследовании масс-медиа является рейтинг . Это можно объяснить спросом на такой формат данных, который является наиболее удобоваримым для специалистов сферы рекламы и маркетинга (основных потребителей С.М.-М.). К рейтинговым показателям относятся Share (процент аудитории, привлеченной масс-медиа в течение определенного времени) и Reach (количественный показатель, отражающий размер аудитории за определенный отрезок времени).

Можно выделить несколько проблем С.М.-М. в методологическом и теоретическом плане. Так при всем разнообразии применяемых С.М.-М. методик, ни одна из них не затрагивает проблему интерпретации сообщений, в результате эта важная составляющая процесса массовой коммуникации, просто выносится за рамки рассмотрения. Слабость С.М.-М. также в том, что при изучении аудитория рассматривается как пассивный участник коммуникации и не принимается в расчет различие интерпретаций при декодировании сообщений. В результате исследований С.М.-М. можно установить предпочтения аудитории, сравнить интерес аудитории к различной тематике, но остается неясным, как проинтерпретировала аудитория полученные сообщения. И положение в рейтинге не позволяет судить о эффективности коммуникации, в плане адекватности интерпретации сообщения масс-медиа. Поэтому С.М.-М. не может конкурировать с семиотическими подходами для изучения репрезентации реальности, пытаясь ограничиться построением репрезентативной выборки.

А.Д. Криволап

Просмотров: 1622
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • Адресат медиа
  • Анализ медиа и медиатекста идентификационный
  • Анализ медиа и медиатекста идеологический
  • Анализ медиа и медиатекста культивационный
  • Анализ медиа и медиатекста структурный
  • Анализ медиа и медиатекста философский
  • Анализ медиа и медиатекстов этический
  • ВОССТАНИЕ МАСС
  • Категория медиа
  • Масс медиа
  • Масс-медиа (средства массовой коммуникации)
  • МАСС-МЕДИА, МАССМЕДИА
  • Медиа
  • МЕДИА
  • Медиа (средства массовой коммуникации)
  • Медиа-арт
  • МЕДИА-ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Медиа-ленгуа
  • Медиа-образование
  • МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ
  • МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ
  • МЕДИА-ПЛАН
  • НОВЫЕ МЕДИА
  • ПОЗНАВАЯ МЕДИА , ПОНЯТЬ МЕДИА: О РАСШИРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА или Познавая медиа , Понять медиа: О продолжении человеческого существа
  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я
  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я
  • СМК, масс-медиа - средства массовой коммуникации
  • функция распределения масс
  • ЭФФЕКТ МЕДИА
  • Язык медиа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь