СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

(sociology of knowledge) — раздел социологии, изучающий социальные процессы познания (в том числе понимания, отношения между общей формой(ами) знания и социальной структурой, включая воздействие знания и любых социальных сил, обусловливающее либо форму, либо содержание знания). В общепринятом смысле социология познания  (вбирающая в число предметов все идеи и "верования", а также знание в более точном смысле — научное или "истинное") есть неотъемлемая часть многих общих теорий. Например, закон трех стадий  Конта объясняет интеллектуальное и социальное развитие  общества. Границы дисциплины пересекаются со смежными направлениями исследований: социологией науки, социологией религии, социологией искусства и литературы. Еще одно различие часто проводится между социологией познания и эпистемологией — теорией познания в философии. Как показывает позитивизм Конта, оно не всегда принималось в социологии. Вклад Дюркгейма состоял в утверждении, что существует основополагающая аналогия между нашими фундаментальными способами мышления, например, пониманием пространства и времени, и основными формами социальной организации, особенно нашими понятиями об обществе. В последние годы создалось мощное движение и в философии за подход к эпистемологическим вопросам социологическими способами. Пример тому — работа Куна о науке. В раннем подходе дисциплины доминировали проблемы, поднятые марксизмом. Согласно Марксу и Энгельсу, знание часто искажается классовыми интересами. Таким образом, социология познания в том виде, в каком она была инициирована марксизмом, интересовалась в основном экономической предопределенностью главных идей определенной эпохи или социальной формации (см. также Базис и надстройка; Идеология). Данный подход был и оспорен, и продолжен Карлом Маннгеймом следующим образом: многие разновидности групповой принадлежности и социального положения, а не только классовые и экономические интересы, действуют таким образом, что обусловливают формирование и результаты познания. Сам марксизм не был исключением из этого правила. Маннгейм провел важное различие между "реалистическими", "идеологическими" и "утопическими" формами знания, а также выявил социальные условия, способствующие каждой из них. Он хотел преодолеть тенденцию к релятивизму в социологии познания, утверждая, что ответы могут дать знания социально нерасположенных, "свободно плавающих" интеллектуалов. Маннгейм был не одинок. По мнению многих социологов, дисциплина должна не ограничиваться раскрытием социальной основы "ложных" утверждений знания, а пытаться способствовать выявлению социальной основы "истинного" знания. Труды Конта и Маркса совпадают с Маннгеймом в этом более не принимаемом представлении. Та же цель преобладает в опытах по синтезу в современной социологии (см. модель трех типов "интересов знания" Хабермаса) или в социологических формах научного реализма. Конечно, социология не решила раз и навсегда проблемы знания, но и не уступила место прямому релятивизму (см. также Постмодернизм). Сегодня социология познания применяется во многих исследованиях, в частности, в рамках социологии науки и социального строительства повседневного знания (см. Социальная феноменология; Этнометодология).

Просмотров: 879
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
  • Гносеология (или теория познания)
  • Гносеология, или теория познания
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • Социология знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • Социология психологического знания
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, или гносеология
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь