ПРАВОНАРУШЕНИЕ

(delinquency) - незаконные или "антиобщественные" действия, обычно совершаемые молодыми мужчинами. Акцент на последнем обстоятельстве в строгом смысле не является необходимым, но он очевиден из социологических исследований данного предмета, обычно посвященных молодежным группам равных, бандам или субкультурам либо стремлениям и возможностям молодежи из рабочего класса. Впервые систематически изучать эту проблему стали социологи Чикагской школы в США. Начав свою деятельность под влиянием Роберта Парка и У.Э. Берджесса в 1920 гг., они получили поддержку в предпринятых ими эмпирических исследованиях соседских общин, банд и т.д., рассматривая город как "социальную лабораторию". Их устойчивое влияние наблюдалось в разработке зональных исследований (наиболее критикуемого аспекта работ), а также в обоснованиях "социального беспорядка" и важности субкультур (или культурной трансмиссии). Позднее американские специалисты вырабатывали альтернативы чикагскому подходу или брали иные темы.

Мертон, например, приспособив понятие Дюркгейма об аномии, утверждал, что несоразмерность высоко оцениваемых целей и законных возможностей их достижения могло бы вызывать множество девиантных ответов (см. Криминология). А.К. Коэн (1955) изучал преступность у мужчин из среды рабочего класса и выявил, что субкультура преступности  обеспечивала альтернативный источник статуса и уважения мальчикам, которые не принимали (не имели доступа к принятию) иных "решений", соответствующих высшему образованию или устойчивому приспособлению к ценностям среднего класса. Ценности субкультуры преступности - это реакция на ценности среднего класса. Однако, по мнению критиков, "культура низшего класса" имеет собственные ценности, способные формировать преступность: "маскулинизм", "крутизна", независимость и бунтарство. Работа Клауорда и Оулина (1960), подчеркивая статус и возможности законного и преступного образов жизни, стала попыткой объединить аномическую теорию Мертона с теорией субкультуры. Критики последней склонны сосредоточиваться на ее по существу функционалистских утверждениях о ценностях, позитивистском, сверхдетерминистском характере исследований (см. Преступный дрейф), на практически полном игнорировании женщин и молодежи из среднего класса, а также на недостаточной эмпирической подтвержденности многих ее предположений и аргументов.

В Великобритании издавна имелся интерес к юношеской преступности и проблемам юношеской политики, выразившийся в принятии Закона об условном освобождении несовершеннолетних преступников от 1907 г., введении отдельного положения о подростках в систему уголовного права (с 1933 г.), и ряда актов 1970-1980-х гг., направленных на проблемы молодых правонарушителей. Этот интерес стимулировался последовавшей моральной паникой по поводу молодежных культур - от пижонов 1950-х гг. через ряд "молодежных субкультур" до футбольных хулиганов и "слегка придурковатых" в последние годы. Многие социологи высказали сомнения по поводу "новизны" подобных явлений (Пирсон, 1983), а другие обвиняли средства массовой коммуникации  в искажении и преувеличении значения данной проблемы (С. Коэн, 1973, 1981). Даже если считать их аргументы достаточно вескими, все равно ясно, что юношеские преступления и правонарушения нуждаются в изучении. Статистика преступлений 1980-х гг. выявила самые высокие для подростков показатели, если брать правонарушения отдельно для мужчин и для женщин. Этот факт, наряду с очевидностью "проблемы молодежи", поднятой средствами массовой информации, стимулировал множество исследований британских социологов. Некоторые из них не признали ценности изучения банд в США для Великобритании (Дауне, 1966), другие использовали довольно разные модели субкультуры, хотя и связанные прежде всего с Центром современных культурных исследований (см. Культурные исследования) в Бирмингемском университете, а также "антишкольные" культуры (Уиллис, 1977). Важны родительский присмотр и семейная жизнь (Уилсон и Герберт, 1978), раса и эффекты депривации, расизм полиции (и правоохранительной деятельности) и политическое отчуждение (Бейнон и Соломос, 1987; Институт расовых отношений, 1987), проблема пола с точки зрения причины намного более низкого участия в нарушениях женщин и совершенно иного отношения к ним системы правосудия (Карлен и Уоррал, 1987). См. также Криминология; Субкультура преступности.

Просмотров: 880
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СРЕДНЕГО» И «НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИИ
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР
  • АППАРАТУРА ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • БИРМИНГЕМСКИЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ВКЛЮЧЕНИЕ КЛАССА
  • ВНУШЕНИЕ, ОХВАТЫВАЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОГО КЛАССА
  • ГРАНИЦЫ КЛАССА
  • Избирательное право для женщин
  • ИНТЕРВАЛ КЛАССА
  • КОНСЕРВАТИЗМ РАБОЧЕГО КЛАССА
  • КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА РУБЕЖОМ
  • КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР
  • НОВОГО КЛАССА КОНЦЕПЦИЯ
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В РОССИИ
  • Помощь для женщин
  • Программные продукты для прикладных социологических исследований
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА РУБЕЖОМ
  • ПСИХОЛОГИЯ КЛАССА
  • РАБОЧЕГО КЛАССА КОНСЕРВАТИЗМ
  • РАДИКАЛИЗМ СРЕДНЕГО КЛАССА
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА
  • СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА РУБЕЖОМ
  • СУБКУЛЬТУРА ПРЕСТУПНОСТИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ эмпирических социологических исследований
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • ЦЕНТР СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь