ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

(questionnaire) — форма, содержащая вопросы и распространяемая среди множества людей главным образом с целью получения информации и фиксации мнения. Социальные ученые используют опросные листы для: изучения общих характеристик населения (например, возраста, пола, занятий, доходов и т.д.); исследования настроений; установления отношения между двумя переменными (в частности, родом занятий и электоральным поведением); проверки теорий. В составлении вопросов есть сложности. Во-первых, необходимо постараться гарантировать, чтобы значение, которое каждый респондент придаст вопросу, было тем же самым, то есть учитывать особенности изучаемых групп (см. также Пилотажное исследование). Например, для детей следует выбирать по возможности самые простые слова и избегать длинных (скорее "работа", чем "род занятий", "мама" вместо "матери" и т.д.). Во-вторых, важен тип вопросов — применять ли неструктурные (открытые) или структурные (закрытые, либо с заранее сформулированными ответами) вопросы (см. Неструктурированные данные; Структурированное кодирование). Выбор одного из этих типов зависит от характера темы работы и средств ее осуществления. Там, где тема относительно неизученная, можно отдать предпочтение первым, поскольку ученый может не представлять себе диапазон возможных ответов. Это часто справедливо и для тех случаев, когда вопросы задаются устно, что позволяет нащупывать ответы респондентов. Наоборот, при почтовом опросе более предпочтительными являются предварительные вопросы, ибо они упрощают заключение. В-третьих, последовательность вопросов в анкете. В целом они должны вытекать друг из друга и располагаться таким образом, чтобы их порядок как можно меньше влиял на последующий ответ респондента. Так, при выявлении отношения населения к абортам общий вопрос о том, следует ли запретить их, рекомендуется поместить перед пунктом о возможной реформе соответствующего закона, а вопросы личного характера о возрасте, поле, роде занятий и доходах и, возможно, смущающего — в конце опросного листа. Вопросы могут задаваться рядом способов: (а) устно при интервьюировании исследователем респондента; (б) самораспространением, при котором, например, преподаватель мог бы раздать студентам опросные листы и получить ответы в аудитории; (в) отправлением опросных листов респондентам по почте. Выбор здесь зависит от ряда факторов, но наиболее важные — характер изучаемых проблем, сложность вопросов и затраты. Там, где работа ведется по сравнительно новой теме и многие из вопросов являются открытыми, предпочтение отдается интервью, и, наоборот, где опрашивается множество людей, а опросный лист  имеет предпосланные ответы, лучше почтовый опрос.  Хотя проведение последнего относительно дешево, неудобство состоит в высоком проценте отсутствия ответа (см. Отсутствие ответа).

Просмотров: 2749
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ВОПРОСЫ ЦАРЯ МИЛИНДЫ»
  • ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
  • Вопросы
  • ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ
  • ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ
  • Вопросы детские
  • Вопросы о фактах
  • Вопросы об оценках
  • Второстепенные или последующие вопросы
  • Закрытые вопросы
  • Закрытые вопросы
  • Закрытые вопросы (CLOSE-ENDED QUESTIONS)
  • Исследовательские вопросы
  • Каверзные вопросы
  • Метод взаимных вопросов и ответов
  • Наводящие вопросы
  • Нейтральные вопросы
  • Общие вопросы
  • Основные вопросы
  • Открытые вопросы
  • Открытые вопросы
  • Открытые вопросы (OPEN-ENDED QUESTIONS)
  • ПРИЕМ ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ ПЕРЕД КЛИЕНТОМ
  • Теоретические вопросы
  • Уточняющие вопросы
  • Фактологические вопросы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь