КЛАСС

(class) — 1. Иерархические различия, существующие между личностями или группами (например, профессиональными) в обществе. В этом общем смысле "класс" — общий термин в социальной стратификации, в качестве его синонима широко используется понятие "социальный класс" . 2. Определенное положение в системе социальной стратификации или классовой системе: "средний класс" , "рабочий класс"  и т.д. 3. (Социальные классы) описательные классификационные категории, применяемые при сборе и анализе данных переписи, в 1961 г., например, Генеральный регистр Великобритании разделил население на пять "социальных классов". 4. (Профессиональный класс) описательная характеристика всего населения исходя из "профессиональных классов" или "социально-экономических статусных групп" (в частности, классы "ручного и не ручного труда"), а также иные разработанные классификации (см. шкалы занятости) . 5. Определенная форма скорее "открытой", чем "закрытой", стратификации классовой системы в современных индустриальных обществах, в которых относительно распространенной является индивидуальная и коллективная социальная мобильность  (ср. Каста; Государство). 6. (Марксизм) экономически определенные и внутренне антагонистические деления общества, основанные на обладании (не обладании) частной собственностью: землевладелец и крепостной в феодальном обществе (см. Феодализм и феодальное общество), буржуазия и пролетариат в капиталистическом. Таким образом, характеризуются все крупномасштабные общества, что, в конечном счете, призвано определять судьбу каждого типа. Маркс также выявляет множество меньших классов и групп, влияющих на результат политических и социальных конфликтов. 7. (Вебер, 1922) Различия между категориями или группами людей и их "типичных возможностях" "производить товары", "добиться положения в жизни" и "находить внутреннее удовлетворение" — жизненные возможности.  Для Вебера "класс" означает "всех людей одного и того же классового положения", какой бы ни была их основа и какое бы воздействие они ни оказывали на судьбу общества (см. также Класс, Статус и партия). Вебер выявил несколько основ классового положения, покоящихся на обладании (не обладании) частной собственностью, связанных с разными видами собственности и приносимого ими дохода, в частности: (а) классы собственников; (б) коммерческие классы, называемые так с определенной долей натяжки, поскольку они включают индивидуумов, способных сохранять свое положение с помощью политической или организационной деятельности. Сюда относятся лица свободных профессий, иных монополизированных квалификаций, а также предприниматели; (в) социальные классы — "совокупность" таких классовых положений, внутри которой "обычно легко происходит индивидуальная и возрастная мобильность". Главными в этом смысле являются: рабочий класс; мелкая буржуазия; "лишенные собственности" интеллигенция и специалисты; привилегированные собственностью и образованием классы. Классовые положения и порождаемые ими социальные классы могут быть "позитивно" или "негативно" привилегированными, а между ними находятся "средние классы". Так как мобильность и неустойчивость в классовых положениях значительны, то "социальный класс", согласно Веберу, в высшей степени непостоянное объединение, и только иногда служит основой классового сознания или коллективного действия. В Великобритании первое упоминание "класса" в словарях встречается в 17-м столетии в "Глоссографии" Т. Блоунта. Помимо военного и школьного употребления, термин описывал "распределение людей в соответствии с несколькими их степенями". В данном значении термин стал общеупотребимым, отражая разницу в рождении, занятости, богатстве, способностях, собственности и т.д. Полное, но не абсолютное различие можно провести между в основном "описательными" понятиями (смыслы 3 и 4) и более "аналитическими" (смыслы 6 и 7). Описательные классификационные подходы (см. Социальная стратификация; Шкалы занятости). Аналитические концепции Маркса. Наиболее употребимые в социологии, несомненно, идут от Маркса, хотя он признавал появление термина в творчестве социальных теоретиков эпохи Просвещения и французских социалистов. В трудах самого Маркса термин имеет ряд значений, но существенные черты общей модели социального класса определяются следующим образом:(а) каждое общество должно производить излишек, чтобы обеспечивать едой, жильем и одеждой зависимых от него детей, больных и пожилых. Классовые различия возникают тогда, когда одна группа людей требует в частную собственность средства, не применяемые для непосредственного выживания; (б) классы, следовательно, определяются с точки зрения обладания (не обладания) средствами производства, дающими возможность получить прибавочный продукт. В разные периоды истории разнообразные формы собственности — рабы, вода, земля, капитал — играли главную роль в формировании социальных отношений, но все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов. При капитализме наиболее важные классовые отношения складываются между буржуазией и пролетариатом; (в) они неизбежно являются эксплуататорскими. Ведь один присваивает прибавочный продукт, произведенный другим, эксплуатирует и угнетает его, а следовательно, противоречие — результат классовых отношений. Конфликты, связанные с классовым антагонизмом, — наиболее важный фактор социального изменения: в конечном счете, именно они на основе социальных и экономических противоречий трансформируют общества; (г) существуют "объективные" аспекты класса, как изложено в п. (б), и "субъективные" — факт принадлежности к классу не обязательно сопровождается осознанием этого или ощущением политического тождества с интересами класса. Только тогда, когда члены класса осознают общность своих интересов и действуют сообща для их реализации, можно в полной мере говорить о социальном классе. Эта теоретическая модель должна восприниматься не в качестве простого описания конкретной исторической ситуации, а в качестве указания на самые важные структуры и процессы для понимания социальных отношений, а также в качестве руководства по эмпирическому исследованию. В собственных эмпирических работах Маркс ввел ряд факторов в понимание социального класса. Например, в Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта" (1852) он рассматривает французское крестьянство середины 19-го столетия и подходит к определению, включающему такие переменные, как наличие общей культуры и национальной политической организации. Работы Маркса вдохновили большинство последующих социологических исследований, поскольку: а) его понимание классов и их роли в докапиталистических обществах было относительно ограниченным. Следовало выяснить, Действительно ли класс имеет важнейшее значение в порождении нения в обществе, см., например, Классовое общество; (б) существовали и развивались группы, не относящиеся ни пролетариату, ни к буржуазии; (в) деления внутри классов часто доказывали такое же политическое значение, как и деления между классами (см., например, Противоречащие классовые положения); (г) на жизнь людей оказывали важное воздействие факторы, не связанные с социальным классом, в частности, гендерные и расовые, (д) классовое сознание  на практике никогда так и не доказало соответствия представлению Маркса об объективном классовом положении, а исторически у зависимых классов имелось много отличий от "объективных" условий, определенных Марксом. Аналитические понятия Вебера. Наиболее влиятельная альтернативная теория класса содержится в работах Макса Вебера, подчеркнувшего другие факторы, ведущие к неравенству. В частности, в качестве иной переменной он рассматривал статус или репутацию и престиж. Он также выделил связь между классом и возможностью, утверждая, что классом является категория или группа людей, разделяющая сходные "возможности жизни". Подобно Марксу, он видел в собственности и в отсутствии таковой базисный критерий, но в гораздо большей мере обращал внимание на внутриклассовое деление (частично основанное на социальном статусе) и эмпирические изменения в классовых границах. Примером служит его различие между собственническим и коммерческим классами. Кроме того, уровни квалификации разделили рабочий класс в отношении жизненных возможностей. Здесь Вебер отдает предпочтение роли "рынка", а не просто обладанию собственностью в качестве основы неравенства, ибо уровень квалификации и спрос определяют оплату труда. Вебер также отличается от Маркса подходом к бюрократии как к классу и как к фундаментальной связи власти в современных обществах. Его акцент на факторах, влияющих на возможности и оплату (см. также Класс, Статус и партия), сделал анализ Вебера весьма влиятельным в социологической теории. В британской социологии, например, Локвуд (1958) и позднее Голдторп, Локвуд и др. (1968 и 1969) подчеркнули важность принятия во внимание "статуса", а также "положения на рынке" и "положения на работе" (см. также Многомерный анализ социальной стратификации; Чернонарукавныи рабочий; Состоятельный рабочий). Гидденс (1981) сделал акцент на положении индивидуумов на рынке, дополнив представление Маркса о классах и власти. Более ранние критики трудов Маркса, особенно теоретики революции менеджеров, стабильной демократии, конца идеологии (см. Дарендорф), находили в них темы Вебера. Современные подходы берут за начальную отметку либо Маркса, либо Вебера. Было сделано немало попыток усвоить или отвергнуть позиции классических концепций. Широко обсуждалось выявление неточностей в трудах Маркса, что, например, продемонстрировали исследования Пуланцаса (1973), Каркеди (1977) и Райта (1978 и 1985). Общая озабоченность у всех теоретиков связана с проблемой классовых границ при объяснении положения "средних классов" (см. Промежуточные классы и промежуточные страты)  в рамках ортодоксального марксистского представления о лицах свободных профессий, менеджерах и "беловоротничковых" рабочих. В поисках решения они отошли от установки продолжительного существования и роли этой группы, которой предсказывалось либо просто слияние с одним или другим из двух основных классов при капитализме, либо исчезновение. Пуланцас, следуя концепции Альтюссера о способе производства, доказывает наличие трех относительно автономных аспектов классовых отношений: экономического (производительного против непроизводительного труда), политического (надзора против отсутствия такового) и идеологического (умственного труда против ручного). Следовательно, определение социальных классов не может быть сугубо экономическим. Непосредственное производство товаров (экономическая роль) по-прежнему считается основным критерием определения пролетариата, но ситуация усложнена последующими властными отношениями. Любой рабочий, производительный или нет, занимающий подчиненное положение в любой из трех сфер, должен рассматриваться как член другого класса: "новой мелкой буржуазии". Каркеди предлагает провести различие между собственническим и функциональным аспектами капиталистического трудового отношения. Он утверждает, что по мере развития капитализма производство все более становилось коллективным процессом, а функция капиталиста по управлению и организации рабочей силы стала отделенной от собственности в связи с ростом класса менеджеров. Новый средний класс осуществляет функцию капитала (управление и надзор), не являясь частью класса, обладающего им. Похожим образом Райт (1978) отделяет собственность от управления. Ведь люди, не владеющие средствами производства, но имеющие важные полномочия в качестве менеджеров или полуавтономных профессионалов, находятся в противоречащем классовом положении. В более позднем критическом анализе (1985) Райт повторно подчеркнул идеи о собственности и эксплуатации как центральные в понимании классовых отношений. Каждый из этих подходов пытается преодолеть проблемы, которые «новые средние классы" ставят перед пониманием класса Марксом, трактуя власть и управление в процессе труда как в какой-то мере независимые, в конечном счете, от классовых отношений. Эти по ходы, находясь в русле традиции Маркса, содержат в некоторых пунктах поразительное сходство с аспектами концепции Вебера пытаясь при этом реабилитировать представления Маркса". Конечной основой класса и фундаментальной динамики общества остаются "объективные" экономические классовые интересы. Многие другие авторы предпочли обратиться скорее к Веберу, чем к Марксу. Одним из наиболее влиятельных из них, наряду с Локвудом и Голдторпом, был Паркин (1971; 1974; 1979). Из социальной замкнутости Вебера он берет идею о том, что группы стремятся монополизировать ресурсы и возможности ради собственной выгоды и отказывать в ресурсах и возможностях другим, исключая не входящих в нее членов. В разных обществах критерии отбора членов господствующих классов различны: религия, этнос, пол. Рождение внутри определенной группы является общим критерием, так что родство и происхождение имеют решающее значение, и в этом типе жесткой системы привилегированные группы могут весьма успешно создавать максимальную замкнутость для получения собственной выгоды. Замкнутость в современных обществах не основана на происхождении, но, несмотря на это, используются различные стратегии исключения. Надо заметить, что многие эмпирические работы о "классе" и социальной мобильности оперируют определениями, основанными скорее на "занятости", чем на "собственности" (см. Социальная стратификация). Социологические подходы к классам недавно подверглись интенсивной критике за их "тендерную слепоту", то есть за наличие моделей неравенства из-за отношения к классовым положениям женщин как зависящим от классового положения их партнеров-мужчин (см. Тендерная стратификация; Опосредованные классовые положения). В Англии в последнее время некоторые теоретики, похоже, предлагают покончить с классом и вниманием к классовому анализу (например, Пал, 1989). Тем не менее, несмотря на риторику, такие призывы побуждают к переоценке центрального значения классов в гораздо меньшей степени, чем предпочтение особым версиям классового анализа.

Просмотров: 2768
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВНУШЕНИЕ, ОХВАТЫВАЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОГО КЛАССА
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС НОВЫЙ РАБОЧИЙ
  • КЛАСС, СТАТУС И ПАРТИЯ
  • КЛАССЫ ВЫРАВНИВАНИЯ классы адаптации, форма индивидуализации обучения
  • НОВЫЙ РАБОЧИЙ КЛАСС
  • НОВЫЙ РАБОЧИЙ КЛАСС
  • ОПОСРЕДОВАННЫЕ КЛАССОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В РОССИИ
  • ПРАВЯЩИЙ КЛАСС ИЛИ ГОСПОДСТВУЮЩИЙ КЛАСС
  • ПРАВЯЩИЙ КЛАСС ИЛИ ГОСПОДСТВУЮЩИЙ КЛАСС
  • ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ КЛАССЫ или ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТРАТЫ
  • ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ КЛАССОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • РАБОЧИЙ КЛАСС
  • РАБОЧИЙ КЛАСС
  • РАБОЧИЙ КЛАСС
  • РАБОЧИЙ КЛАСС
  • Рабочий класс
  • РАБОЧИЙ КЛАСС
  • РАБОЧИЙ КЛАСС (пролетариат)
  • РАБОЧИЙ КЛАСС в псевдосинкретизме
  • РИТУАЛ ПОЛОЖЕНИЯ В ГРОБ или Пастос
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • СПЕЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС (ИЛИ ШКОЛА)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Часть, доля, значение, роль, свойство, признак, партия, класс



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь