ГЕГЕМОНИЯ

(hegemony) — 1. Власть, осуществляемая одной социальной группой над другой. 2. Идеологически-культурное господство одного класса над другим, достигнутое с помощью "техники консенсуса" через управление содержанием культурных форм и главных учреждений. В смысле 2 термин раскрыт Грамши — итальянским марксистом, заключенным в тюрьму фашистами в 1926 г. Он использовал термин для критики узости подходов, сосредоточивающихся только на репрессивном потенциале капиталистического государства. Грамши доказывал, что господство идей в главных учреждениях капиталистического общества, включая римско-католическую церковь, правовую систему, систему образования, средства массовой информации  и т.д., утверждали идеи и убеждения, приносящие пользу правящему классу. Грамши сравнивал гражданское общество  с мощной системой "крепостных и земляных укреплений", поддерживающих государства. Как результат, проблема культурной гегемонии приобретала определяющее значение для понимания выживания капитализма. Для завоевания власти рабочему классу необходимо подорвать гегемонию правящего класса, разработав альтернативную. Как и в осуществлении руководства, это требовало культурной и идеологической борьбы за создание нового социалистического "здравого смысла" и изменения образа мысли и поведения. То есть угнетенный класс, помимо организации сопротивления физическому принуждению и подавлению, должен был систематически опровергать идеи правящего класса. В значении политической и теоретической борьбы идея гегемонии, а часто и сам термин, применялись, например, русскими марксистами (см. Андерсон, 1977). Наибольшее влияние на последующие работы Грамши оказал смещением акцентов с "контргегемонии" как политической необходимости на гегемонию как фактор стабилизации существующей структуры власти. В целом для социологов в этом нет ничего нового. Вебер, например, писавший более чем за десятилетие до Грамши, подчеркивал, что грубое применение силы было слишком непостоянным методом гарантии продолжения системы. Устойчивая система власти нуждалась также в социально принятом принципе легитимации (см. Легитимный авторитет). Но отличие вклада Грамши и его влияние на социологию заключается в побуждении к исследованию того, каким образом специальные учреждения функционируют в социальном воспроизводстве властных отношений, а также более широких теоретических проблем для понимания структур убеждений, идеологии и т.д. В Великобритании деятельность Центра современных культурных исследований (ЦСКИ) Бирмингемского университета (см. Культурные исследования) была одним из важных факторов влияния на анализ и использование данного понятия. В последние годы многими учеными оно применялось к таким проблемам, как молодежные субкультуры рабочего класса, выпуск телевизионных новостей и развитие государственного образования.

Просмотров: 699
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «СРЕДНЕГО» И «НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИИ
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Второе значение образования как результата
  • ГРАМШИ (GRAMSCI) Антонио
  • ГРАМШИ (GRAMSCI) Антонио
  • ГРАМШИ (GRAMSCI) Антонио
  • ГРАМШИ (GRAMSCI) Антонио (1891-1937)
  • ГРАМШИ (QRAMSCI) Антонно
  • ГРАМШИ (Антонио)
  • Грамши Антонио
  • ГРАМШИ Антонио
  • ГРАМШИ Антонио
  • ГРАМШИ Антонио
  • ГРАМШИ АНТОНИО
  • ГРАМШИ Антонио
  • ГРАМШИ Антонио (1891—1937)
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • КОНСЕРВАТИЗМ РАБОЧЕГО КЛАССА
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НОВОГО КЛАССА КОНЦЕПЦИЯ
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В РОССИИ
  • РАБОЧЕГО КЛАССА КОНСЕРВАТИЗМ
  • СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь