ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

(Frunk-ftirt School of Critical Theory) — "левые" мыслители и стиль радикального социального подхода, поддерживающие членов Франкфуртского института социальных исследований, основанного в 1922 г.  Феликсом Веллем — богатым политологом, имеющим сильный уклон в сторону марксистского радикализма. Во время эры нацизма институт переехал в Нью-Йорк, вернувшись во Франкфурт в 1949 г., но в 1969 г.  был расформирован. Однако его влияние сохраняется, что особенно проявилось в творчестве Юргена Хабермаса. Со школой формально были связаны многие ведущие левые теоретики, включая Теодора Адорно, Вальтера Беньямина, Эриха Фромма, Макса Хор-кхаймера (руководителя института в 1931 — 1958 гг.) и Герберта Маркузе. Отличительный подход Франкфуртской школы критической теории — неомарксистская идея, опирающаяся как на западный позитивизм, так и на марксистский сциентизм и в то же время занимающая критическую позицию в отношении и западного капитализма, и форм общества, созданного большевистским социализмом. К наиболее важным вкладам теоретиков этой школы относятся: (а) дискуссия о соответствии непозитивистской эпистемологии социальным наукам; (б) оценки доминирующих структурных, а также культурных мирований капиталистических и социалистических обществ; (в) сочетание идей Маркса и Фрейда, в результате чего теория Фрейда была радикализирована, а марксизм пополнился более глубокой теорией личности. Такие особенности творчества членов школы были основаны прежде всего на возвращении к философским взглядам молодого Маркса и "ревизии" преобладавшей "официальной" советской интерпретации марксизма, которую франкфуртские теоретики считали экономистской и сверхдетерминистской. Несмотря на такие общие темы, отдельные теоретики проводили особые исследования, а весь коллектив менял точку зрения на современное общество  в ответ на крупные политические и экономические изменения, в том числе возникновение фашизма и затухание революционных движений на Западе. Сначала члены института ожидали, что трансформация капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм  и фашизм приведет к социализму. Позже настроение некоторых, особенно Адорно и Хоркхаймера, стало пессимистичным. По их мнению, рабочий класс  превратился в управляемый новыми образцами массовой культуры и вряд ли способен разработать революционные модели сознания в будущем. Другие теоретики, особенно Маркузе, оставались более оптимистичными, выявляя источники революционного сознания вне традиционного пролетариата, например, в этнических меньшинствах и студентах. Однако независимо от разницы во взглядах на перспективы революции все теоретики Франкфуртской школы продолжали исследовать общую тему: замена просветительских идеалов рациональности узкой и дегуманизирующей "технической рациональностью", произошедшая и в западных капиталистических, и в советских марксистских формах социальной организации. Это "извращение" поддерживают позитивистские и сциентистские формы социальной науки, а критическая теория  должна с ним бороться. Оценки работы школы дают М. Джей "Диалектическое воображение" (1973) и Д. Хелд "Введение в критическую теорию" (1980).

Просмотров: 2244
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
  • Класс многопрофильной школы
  • КОНГРЕГАНИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ
  • МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ
  • НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБРАЗЦОВЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБЪЕДИНЁННЫЕ ШКОЛЫ
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • От школы отказ
  • ОТМИРАНИЯ ШКОЛЫ ТЕОРИЯ
  • Отношение Хабермаса к критической теории общества и марксизму
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «СЕМЬЯ» В РОССИИ
  • СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
  • СОВЕТ ШКОЛЫ
  • Список руководителя (декана, директора института)
  • УСТАВ ШКОЛЫ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
  • Школы воскресные
  • Школы-коммуны
  • Экономические школы
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь