СТОИЦИЗМ

- философско-этическое учение, возникшее в Древн. Греции в конце IV в. до н. э, (Зенон) и развивавшееся в Риме в первые века н. э. (Сенека, Эпиктет, Аврелий). По мнению стоиков, в мире господствует рок, фатальная необходимость, установленная богом. Высшая нравственность поэтому состоит в том, чтобы жить «сообразно природе», божественному миропорядку, к-рый человек ни в чем не способен изменить. Отсюда и специфическое толкование стоиками добродетели - полная покорность року, пассивное принятие судьбы, отрешенность от земных страстей и чувственных влечений, созерцание своего внутреннего мира. Этот душевный настрой одновременно рассматривался стоиками как состояние подлинного счастья человека (Эвдемонизм). Учение С. отразило в себе глубокий кризис античного об-ва, умонастроения мн. его слоев, не видевших путей изменения общественных отношений к лучшему. Идеи стоической морали были затем восприняты христианством (Грех, Фатализм, Эсхатология, Терпимость, Смирение) и стали служить оправданию эксплуатации и социальной несправедливости. В дальнейшем С. стали называть моральный принцип  жизни, предполагающий аскетическое ограничение потребностей (Аскетизм), строгое соблюдение моральных требований даже в неблагоприятных обстоятельствах, смирение перед враждебными жизненными условиями, принятие ударов судьбы и отказ от борьбы за осуществление личных интересов. Принцип С. теоретически обосновывается экзистенциализмом и нек-рыми др. направлениями совр. этического иррационализма. Отвергая официальную буржуазную мораль, дух приспособленчества и потребительства (Нигилизм), предписывая людям самоотверженность, принцип С. одновременно исключает исторически обоснованную уверенность в революционном преобразовании общественных отношений, а потому вменяет людям пассивное отношение к социальным условиям и, кроме того, ограничивает их нравственную задачу лишь личным самосовершенствованием (Самовоспитание). Моральные установки С- нацелены на выработку у личности способности противостояния враждебному миру отчуждения путем самодисциплины и исполнения долга. С. допускает лишь слепую веру в моральное преображение людей, в утопические проекты переделки общественных отношений путем ограничения развития науки, техники и потребления, внедрения «новой этики», построенной на внеклассовых принципах взаимопомощи, любви и ненасилия. Такие установки приводят к моральному релятивизму, к потере социальных ориентиров морального выбора. Коммунистическая нравственность, хотя она и требует от людей стойкости и мужества, а в определенных обстоятельствах самопожертвования и героизма, отрицательно относится к С. как общему жизненному принципу. Аскетическому ограничению

потребностей людей она противопоставляет борьбу за возможно более полное их удовлетворение, социальной пассивности - деятельное отношение к жизни об-ва (Активность).

Просмотров: 862
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «Социальной дистанции» принцип
  • АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни
  • бщение государственных служащих в общественных приемных
  • ВРЕМЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  • ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИ ЦК КПСС
  • Качество жизни пожилых людей
  • КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
  • концепция отношений личности
  • КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ (СУБЪЕКТИВНЫХ) ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП
  • Отношений личности концепция
  • отношений личности концепция
  • ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • принцип единства и борьбы противоположностей
  • Принцип счастья жизни
  • Программы социальной поддержки пожилых людей
  • Расстройство поведения без нарушения общественных норм
  • РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ БЕЗ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ (МКБ 312.0)
  • РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ С НАРУШЕНИЕМ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ (МКБ 312.1)
  • Рассуждение путем установления причинно-следственных отношений
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Технологические аспекты общественных отношений
  • УЧЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ, социология отношений
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь