ИНТЕРЕС

- целеустремленное отношение человека (класса, об-ва в целом) к к.-л объекту его потребности. И зависит от условий бытия человека, отражает необходимость для его жизни определенных предметов окружающего мира. Человек производит, осваивает и присваивает (потребляет) предметы своих И посредством целенаправленной деятельности. В человеческой психике И проявляется как побуждение, волевой импульс, направляющий его действия. Осознанный И. выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель. В социологии И. людей рассматривается как движущая сила  деятельности социальных групп и отдельных личностей (общественные, классовые, личные И.), в к-рых отражаются их общественные отношения  «Экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 18, с. 271). В этике категория И рассматривается прежде всего с т. зр. ее соотношения с долгом. В классовом об-ве общественные и личные И. постоянно приходят между собой в столкновение, поэтому человек должен выполнять требования нравственности чаще всего вопреки своим собственным И. Вместо того чтобы найти истоки этого противоречия и пути к его преодолению, домарксистские этические учения обычно ограничивались тем, что либо просто не признавали его, либо считали его неразрешимым. Одни мыслители пытались свести моральный долг к личному pi, - к «разумно понятому» эгоизму, стремлению человека к счастью или наслаждению (Эгоизма теории Эвдемонизм, Гедонизм), др. считали, что выполнить свой долг человек может только вопреки своим собственным И. (Категорический императив). Лишь марксистская этика дает правильное решение проблемы соотношения И. и долга. Поскольку корни противоречия между И. и долгом находятся в противоположности классовых И., личных и общественных И„ а также отдельных, частных: И., разрешение этого противоречия возможно только в процессе строительства коммунизма. Уже в условиях социализма устанавливается в осн. единство между И. личности и об-ва. Это обусловлено тем, что высшей целью общественного производства при социализме является наябояее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В моральном плане это означает, что, выполняя свой долг перед об-вом, человек в конечном итоге служит общим для всех людей И. Но поскольку полностью различие между общественными и личными И. не устраняется, постольку еще продолжает существовать и различие между долгом и личным И. В случае их расхождения коммунистическая нравственность  требует от человека подчинять свои личные И. общественным. Осуществление этого требования является единственно возможным путем к наиболее полному удовлетворению И. всех членов об-ва, а в конечном итоге к осуществлению полного единства личных и общественных И. Осознание этого приводит к тому, что общественно полезная деятельность постепенно превращается во внутреннюю потребность людей (Свобода нравственная. Склонности).

Просмотров: 936
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ЛИЧНЫЕ, СУБЪЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Общественные объединения пожилых людей и инвалидов
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОБЛЕМНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА (О СУТИ ЕГО ПРОБЛЕМЫ)
  • Противоположности отношения (между суждениями)
  • Противоречия отношение (между понятиями)
  • Противоречия отношения (между суждениями)
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Различие между действующим лицом и наблюдателем
  • Различие между действующим лицом и наблюдателем
  • РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗНАЧЕНИЕМ
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Человек как ученый
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь