ФИХТЕ (FICHTE) Иоганн Готлиб

(1762-1814) - нем. философ-идеалист. Этика занимает одно из центральных мест в учении Ф., поскольку именно здесь - в «практическом наукоучении» - решается важнейшая для него проблема активной деятельности человека. «...Мир безусловно есть только сфера нашего действования», - утверждал Ф.. рассматривая само действие как реализацию нравственного закона. Открытие этого закона и призвано разрешить противоречие свободы (должного) и необходимости (сущего). Деятельность, по Ф„ свободна в той мере, в какой осуществляется в соответствии с целью, а не как результат внешнего воздействия. Однако свобода не тождественна абсолютному произволу. Противоречие сущего и должного снимается Ф. путем постулирования тезиса о сверхиндивидуальном, трансцендентальном «Я», к-рое создает и сущее, и должное, и самих эмпирических индивидов. Утверждая, что свобода достижима лишь в области действия нравственного закона, Ф. пытается преодолеть абстрактный индивидуализм и осмыслить свободу как результат общественного развития: хотя деятельность есть акт индивида, свободы он может достигнуть только в об-ве, к-рое Ф. рассматривает как «целесообразную общность» - взаимодействие индивидов, ими самими организованное в соответствии с ими же установленными законами. Подчинение таким законам не исключает свободы. Поэтому «целесообразная общность», по Ф., есть взаимодействие людей «посредством свободы». Но тогда право - необходимое условие  нравственности (вместе они и составляют сферу этики), а ее осуществление немыслимо вне государства, призванного обеспечить нормальную жизнедеятельность членов об-ва (в первую очередь обеспечить каждого собственностью). Для основ а^-ния совершенного об-ва государство, однако, должно быть выразителем единой воли всех членов этого об-ва. Утопичность такого воззрения в условиях классово антагонистического строя получает выражение в понимании Ф. нравственного идеала как «великого единства чистого духа», достигаемого лишь путем нравственного самосовершенствования. Оно состоит в очищении нравственно совершенного трансцендентального «Я» от пороков и слабостей, присущих его воплощениям в отдельных индивидах (эмпирических «Я»). Содержание трансцендентального «Я» выражается в требованиях совести - единственного основания морального долга: «Нравственным законом во мне неизменно определяется форма моего чистого Я...» Поэтому лишь совесть « всегда и безусловно повелевает» человеком. Только действие в соответствии с ней, а не под влиянием внешних обстоятельств может быть, с т. зр. Ф., действительно нравственным. Сконструированная т. обр. мораль носит формалистический характер. Реальное преобразование общественных отношений, как правило, заменяется у Ф. моральным «самосовершенствованием»: «Поскольку я не мог изменить то, что вне меня, постольку я решил изменить то, что во мне». И хотя иногда Ф. оценивает в качестве нравственной деятельность, направленную на реальное преобразование общественных отношений (в т. ч. и революционными средствами), в целом он не выходит за рамки абстрактного противопоставления сущего и должного. В его воззрениях, т. обр., отразилась политическая и экономическая слабость и непоследовательность буржуазии в Германии. Этика Ф. изложена в соч.: «Система учения о нравственности по принципам наукоучения» (1798), «Замкнутое торговое государство. Философский проект в качестве добавления к учению о праве и опыт политики будущего» (1800), «Назначение человека» (1800).

Просмотров: 842
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Адам Смит как философ-моралист
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • ВСЕОБЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА
  • ВСЕОБЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА
  • Знание как деятельность
  • Игра как форма общения
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕОБХОДИМОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА
  • НЕОБХОДИМОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА
  • ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НЕОБХОДИМОСТИ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА
  • ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НЕОБХОДИМОСТИ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Перевод как речевой акт
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Социализация как результат
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • ФИХТЕ (FICHTE) Иоганн Готлиб (1762-1814)
  • Число как сущее в античности
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь