АТЕИЗМ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ

- высш. ступень в развитии революц.-демократич. атеизма. Революц.-демократич. атеизм возн. одновременно с атеизмом бурж. в эпоху кризиса феодализма, но отличался от него рядом особенностей: обращенностью к широким массам трудящихся, связью с идеями утопич. социализма, большей последовательностью. Зачатки идей революц.-демократич. атеизма впервые «формулируются с известной определенностью» в 16 в. Т. Мюниером (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 364). Наиболее глубоко и последовательно идеи революц.-демократич. атеизма разрабатывались в России В. Г. Белинским (1811-1848), А. И. Герценом (1812-1870), Д Л Огаревым (1813-1877), М. В. Буташевич-Пет-рашевским (1821-1866), Я. Г. Чернышевским (1828-1889), ?.?. Добролюбовым (1836-1861),Д.Я. Писаревым (1840-1868) и др. Опираясь на материалистич. традицию рус. (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, декабристы) и западноевроп. (франц. просветители, Л. Фейербах) предшественников, рус. революц. демократы в значит, мере преодолели метафизич. и механистич. ограниченность их материализма, соединив его с диалектикой, дали более глубокое и цельное философ, и естественнонауч. обоснование атеизма. Диалектич. подход к пониманию природы и общества дал рус. мыслителям возможность выявить источник движения в мире, снять тем самым проблему «первотолчка», с к-рой не смог справиться метафизич. материализм, показать несостоятельность креационизма и провиденциализма. Объяснив возникновение сознания внутренней активностью материи, они приблизились к науч. пониманию психич. явлений, углубив тем самым критику религ. учения о бессмертии души и существовании загробного мира. Революц. демократы в силу социально-экономич. отсталости России не смогли выявить законы обществ, развития, но они сознавали, что такие законы непременно существуют. Это позволило им вплотную подойти к выяснению соц. корней религии. Отвергнув обмана теорию, к-рой придерживались франц. просветители, рус. атеисты обратились к анализу условий жизни людей и пришли к выводу, что причины возникновения и существования религии кроются в беспомощности людей перед силами природы, в нищете и обездоленности угнетенных масс. Оценивая религию с т. зр. интересов трудящихся, революц. демократы глубже своих предшественников вскрыли ее соц. роль, близко подошли к пониманию религии как опиума народа, показали, что, утешая иллюзией загробного блаженства, она примиряет угнетенных с их участью, «поддерживает в народе косность, рабскую робость, уничтожает самостоятельность человека». Большой вклад внесли рус. атеисты в разработку путей преодоления религии. Они считали, что религия с неизбежностью отомрет вследствие гибели эксплуатат. общества и замены его социализмом. В России в 19 в. революц.-демократич. атеизм превратился в широкое движение передовой интеллигенции и оказал благотворное влияние на развитие рус. демократич. культуры и культуры др. народов.

Просмотров: 1152
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • »ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА»
  • »ВОПРОСЫ НАУЧНОГО АТЕИЗМА»
  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ
  • ДЕСКРИПТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ
  • ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в социологии религии
  • ДОМ НАУЧНОГО АТЕИЗМА
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ АТЕИЗМА
  • ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
  • ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
  • ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИ ЦК КПСС
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РЕЛИГИИ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКРЫТЫХ ОБЩЕСТ-ВАК
  • ИСТОРИЯ АТЕИЗМА
  • КАФЕДРЫ НАУЧНОГО АТЕИЗМА
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  • МАРКС В РОССИИ
  • МАТЕРИАЛИЗМ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ
  • МОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в социологии религии
  • МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
  • ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России
  • ОПТИМИЗМ АТЕИЗМА
  • РЕАЛИИ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ: К ПОНИМАНИЮ НАШЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • ТЕОРИЯ АТЕИЗМА
  • ФЕЙЕРБАХ В РОССИИ
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ
  • ФРЕБЕЛЕВСКИЕ ОБЩЕСТВА в России
  • ЯЗЫКИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь