МЕТОД, НАУЧНЫЙ

Самый лучший способ подойти к этому термину с точки зрения психолога состоит в том, чтобы обратиться сначала к главной проблеме: вопросу о том, является ли психология наукой. Многие люди, как диктанты, так и ученые, не считают психологию наукой из-за отсутствия точ-юсти процедур и универсальности принципов. Фактически то, что делает йнную дисциплину наукой, не имеет почти ничего общего с определенностью результатов или точностью законов. Это зависит от того, придержива-тся ли практикующие специалисты принятых канонов научного метода. Без лишних подробностей (так как изучение философии и методологии науки – обширная и сложная область), можно выделить несколько критических шагов, которые являются симптоматичными в смысле научного подхода к любой проблеме.

Во-первых, проблема должна быть определена. Для этого могут потребоваться немалые усилия; например, за несколько столетий был сделан небольшой прогресс в понимании человеческого познания, в котором центральным

вопросом было: "Какова природа сознания?" Определить проблему означает охарактеризовать ее таким образом, чтобы она стала доступна тщательному исследованию. Во-вторых, проблема должна быть изложена таким образом, чтобы ее можно было связать с существующей теорией и известными эмпирическими фактами. Без этой стадии результат исследования не будет представлять никакой ценности; наука – это намного больше, чем собрание "сырых" фактов, она состоит из фактов, которые могут быть объединены и проинтерпретированы в свете теории и накопленного знания. См. интерпретация В-третьих, должна быть сформулирована гипотеза, подлежащая проверке. В свете вышесказанного гипотеза должна быть выражена так, чтобы это увязывалось с основами принятых принципов, а также она должна быть выражен; недвусмысленно, так, чтобы результат исследования можно было интерпретировать. Имеются некоторые довольно веские аргументы относительно этоР конкретной проблемы, об одном из них см. фальсификационизм. В-четвертых, процедуры исследования должны быть определены. Это понимается очень широко; возможности, по существу, безграничны до тех пор, пока ис следователь тщательно осуществляет соответствующий экспериментальный контроль. В-пятых (и в-шестых), данные собираются и анализируются, и, согласно результатам, гипотезы или отклоняются или подтверждаются. В-седьмых, существующие основы научного знания изменяются с тем, чтобы привести их в соответствие с новыми результатами.

В основном, это – довольно хороший способ вести дела, хороший способ "делать науку". Но и здесь возникают некоторые препятствия. Иногда это кажется довольно консервативной и тяжелой процедурой, и новые результаты, которые выглядят аномальными с точки зрения "состояния науки" на тот момент, отвергаются, потому что они не соответствуют. Классический пример – работа Менделя по генетике, которая пылилась много лет, пока область науки "не была готова" для нее. Но исследование природы, особенно с точки зрения психолога, не будет несправедливо страдать от налета консерватизма Эмпиризм – критерий науки. Очень важен экспериментальный контроль, не обходимы гипотезы, которые можно опровергнуть, и это все хорошо работает, независимо от области исследования. Более подробно о связанных с этим терминах см. определение и теория.

Просмотров: 811
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Оксфордский толковый словарь по психологии. Под ред. А. Ребера




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МУЖЕСТВО БЫТЬ»
  • »Это не всё» методика
  • АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • ГИПОТЕЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Изменение точки зрения наблюдателя
  • Изменение точки зрения наблюдателя
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • Механицизм как особый способ исследования
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Препятствия, которые мы создаем сами
  • Препятствия, которые мы создаем себе сами
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  • Техника «это еще не все»
  • Человек — это звучит гордо
  • Это
  • Это (Ит)
  • ЭТО (ИТ)
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь