Апперцепции единство трансцендентальное

(Transzendentale Einheit des Apperzeption - нем.)

Понятие кантовской философии, играющее важнейшую роль как в теории

познавательных способностей, так и в системе трансцендентальной

философии Канта в целом. Трансцендентальное единство апперцепции

может быть приравнено к Я, но в совершенно определенном аспекте.

Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя

эмпирическую и первоначальную (чистую) апперцепцию. Эмпирическая

апперцепция имеет временной характер, это взгляд на самого себя глазами

внутреннего чувства. Объект эмпирической апперцепции - душа как

явление, поток переживаний, в котором нет ничего устойчивого.

Эмпирическая апперцепция оказывается поэтому, скорее, не

самосознанием, а темпорально окрашенным сознанием конкретных

состояний субъекта, в числе которых присутствуют и восприятия внешних

объектов (ни одно представление, в том числе внешнее, не может миновать

внутреннего чувства). Однако условием всякого эмпирического сознания

представлений является отнесение этих представлений к тождественному Я.

Таким образом, сознавая представления (эмпирическая апперцепция), мы

одновременно осознаем себя сознающими эти представления

(первоначальная апперцепция). Осознавая себя, мы вместе с тем осознаем,

что от представления о себе неотделимо численное тождество. Это означает,

что Я мыслится нами сохраняющимся в потоке перцепций (само оно при

этом находится вне времени), стало быть, единичным, а, следовательно,

задающим единство всего многообразия наших состояний. Данное единство

Кант и называет трансцендентальным единством апперцепции. Слово

"трансцендентальное" указывает на то, что выявленная структура Я может

быть использована для объяснения возможности априорных синтетических

познаний. Объединение представлений в Я предполагает синтез (именно

поэтому Кант называет трансцендентальное единство апперцепции  также

первоначально-синтетическим единством), который, так же как и само

чистое Я, должен иметь априорный характер. Зная чистые формы этого

синтеза (Кант убежден, что ими являются категории), мы сможем

антиципировать законы, которым неизбежно должны подчиняться явления

как предметы возможного опыта, так как в противном случае они просто не

дойдут до эмпирического сознания, т.е. не будут восприняты. Это высшее

основоположение синтетического знания само носит аналитический

характер, так как понятие Я уже включает представление о синтезе в нем

всех возможных представлений. Однако само аналитическое единство

апперцепции возможно лишь благодаря ее первоначально-синтетической

природе. Поскольку трансцендентальное единство апперцепции связано с

объективными категориальными синтезами (категории - понятия,

благодаря которым представления получают отношение к

трансцендентальному объекту), Кант именует его также объективным

единством самосознания и отличает от субъективного единства сознания,

основывающегося на случайных ассоциативных связях. Самосознание

трактуется Кантом как акт чистой спонтанности, указывающий на

принадлежность чистой апперцепции к высшим познавательным

способностям. Не удивительно поэтому, что Кант иногда отождествляет

первоначальное единство апперцепции и рассудок. Трансцендентальное

единство апперцепции нельзя смешивать с его носителем -

трансцендентальным субъектом, о котором нам почти ничего не известно.

На ошибочном отождествлении этих двух инстанций основана целая наука

- рациональная психология,  опровергаемая Кантом в разделе "Критики" о

паралогизмах чистого разума. Само по себе трансцендентальное единство

апперцепции есть лишь форма мышления, отличающаяся от

трансцендентального субъекта так же, как мысль отличается от вещи.

Между тем, как показывает анализ рукописного наследия и лекций Канта,

еще буквально накануне выхода в свет "Критики чистого разума" сам он

трактовал Я именно в духе рациональной психологии: как вещь в себе, 

доступную непосредственному интеллектуальному созерцанию -

апперцепции. Отказ от этой позиции привел к нестыковкам в

аргументативной структуре центрального исследования "Критики" -

трансцендентальной дедукции категорий, первоначальный вариант которой

(созданный за шесть лет до появления "Критики") базировался на старой

концепции Я. Понятие трансцендентального единства апперцепции

послужило отправным пунктом наукоучения Г.Фихте.

Просмотров: 937
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Васильев. Термины кантовской философии




Другие новости по теме:

  • Дуальное единство
  • ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО
  • ЕДИНСТВО
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ЕДИНСТВО ГЕНЕТИЧЕСКОЕ
  • ЕДИНСТВО ДИДАКТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
  • ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МИРА
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • ЕДИНСТВО НАУКИ
  • Единство сознания и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство теории и эксперимента
  • Единство философии, математики и физики в учении Декарта
  • ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ
  • ЕДИНСТВО, единица
  • И. Кант: Чистые понятия рассудка — категории
  • Национальное единство
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Схема апперцепции
  • Тай-и («великое единство»)
  • Тест тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  • Функциональное единство
  • Ценностно-ориентационное единство



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь