Интеграция личности

(personality integration) Неск. теоретиков предложили свои формулировки оптимального функционирования. Хайнц Гартманн выдвинул концепцию автономного эго, предполагающую, что психич. развитие чел. не имеет корней в неразумной инстинктивной жизни. Гуманисты А. Маслоу и К. Роджерс пробудили среди психологов интерес к проблеме оптимального развития. Маслоу изучал самоактуализацию и составил описания самоактуализирующихся людей. Среди наиболее характерных признаков таких людей он указал рациональное восприятие действительности, принятие себя и др., чувство независимости и способность переносить одиночество, способность к близости и участию, обостренное моральное чувство и эмпатию к людям. К. Роджерс, изучая процесс психотер. и наблюдая за вызванными ей изменениями личности клиента, развил понятие полноценно функционирующего чел. Он отметил 3 осн. признака полностью функционирующих людей: а) они открыты для собственного опыта; б) живут в соответствии с экзистенциальными принципами, опираясь на осознание своего непосредственного опыта; в) доверяют своему организмическому опыту как основе собственных решений и действий. Важный вклад в теорию компетентности сделал Р. Уайт. Его работа "Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности" (Motivation reconsidered: the concept of competence) переиздавалась множество раз, широко цитировалась, и до сих пор остается образцом построения теории. Уайт приводит доводы в пользу того, что правильный взгляд на челов. природу требует от психологии продвинуться дальше теории драйва (побуждений) и обратиться к понятиям положительной мотивации как объяснениям поведения. В этой связи он предложил понятия компетентности, мотивации и активной способности, определив последнюю как направленное, систематическое, положительное самовознаграждающееся поведение, удовлетворяющее потребность в господстве над окружающей средой. Вклад эмпирических исследований Ниже подводятся итоги трех исследовательских программ, специально посвященных изучению эффективного функционирования. Самое раннее исслед., входившее в цикл работ Ун-та Беркли, было проведено Ф. Бэрроном. Участниками данного исслед. стали аспиранты ун-та, оцениваемые их профессорами и членами исследовательской группы по уровню психол. здоровья. Использовались разнообразные методы наблюдения и измерения, включая экстенсивные поведенческие наблюдения, самоописания, перцептивные задачи и средства измерения личности. Полученные в ходе наблюдений данные подтвердили т. зр. о том, что оцененные высоко по уровню психол. здоровья аспиранты выглядели достаточно гибкими, имеющими прочный контакт с реальностью, отличались высоким самопринятием и межличностной эффективностью. По перцептивным задачам аспиранты, отнесенные к группе с высоким уровнем психол. здоровья, показали хорошую гибкость, устойчивость к стрессу и умеренную точность восприятия величины. Самые интересные рез-ты были получены при анализе биографий этих участников исслед. В ходе своей жизни обладающие здоровой личностью люди устанавливали хорошие отношения с братьями и сестрами, вступали в прочные гетеросексуальные отношения. Они считали своих отцов хорошими и сильными людьми, и у них довольно рано развилось умение ладить с людьми. Важная информ. содержалась тж в мед. картах участников исслед. Люди с высокими показателями психол. здоровья в раннем детстве не переносили серьезных заболеваний. Исследовательская программа Дугласа Хита предполагала использование широкого набора переменных в изучении зрелых мужчин, принадлежащих к трем различным культурам - американцев, итальянцев и турок. Главной переменной, по к-рой производился отбор участников, служил рейтинг зрелости, составленного по отзывам студентов и преподавателей, хорошо знавших исследуемых людей. На основании этих оценок были выделены группы "более зрелых" и "менее зрелых" мужчин. То, что выявилось из данных, собранных на американской выборке, представляло собой связную картину зрелости как она видится под разными углами зрения. Несмотря на то, что группы были уравнены по показателям вербальных способностей, группа "высоко зрелых" показала превосходящие интеллектуальные умения и учеб. достижения. Кроме того, группы с высокими показателями зрелости лучше противостояли воздействию отвлекающей внимание и причиняющей беспокойство информ. Эти рез-ты в области когнитивной деятельности предполагают эффективное использование личных ресурсов. Более зрелые мужчины тж были успешны и в сфере межличностного общения. Они активно участвовали во внеучебной деятельности, легко и часто вступали во взаимодействия с др. людьми, и часто избирались на различные руководящие должности. Кросс-культурное исслед. Хит построил на той же основе, что и работу с американскими участниками. Рез-ты этого исслед. подтвердили ранее сделанные выводы и позволили утверждать, что характерные черты зрелости сходны в различных культурах. В основу исследовательской программы Джулиуса Симена была положена концепция индивидуума как челов. системы, проистекающая из представлений об организмической интеграции. Термин "организмическая" отражает идею включенности, предполагающую внимание ко всем осн. поведенческим подсистемам: биохимической, физиолог., перцептивной, когнитивной и межличностной. Термин "интеграция" указывает на орг-цию этих подсистем. Оптимальное функционирование требует согласованной работы этих поведенческих подсистем, так чтобы можно было максимизировать поток и обработку информ. В рез-те система функционирует эффективно. Концепция Симена согласуется с определением системы, предложенным А. Ангьялом. Согласно Ангьялу, определяющей характеристикой системы является unitas multiplex - множественность компонентов, характеризующихся единством орг-ции. Подобное единство обязательно подразумевает связность и обмен информ. между подсистемами. Нарушение связи и потока информ. понимается как угроза целостности системы. Анализ теорет. построений и эмпирических данных по проблеме эффективности личности позволяет выявить в данной области неск. устойчивых тем исслед. Среди них явно доминирует тема орг-ции личности. Эффективные люди обнаруживают интегрированную орг-цию, гармоничную и связную композицию поведенческих тенденций. Не меньше внимания привлекает тема самоопределения. Люди с эффективной личностью принимают и ценят себя, доверяют своим впечатлениям и суждениям. Важность этого факта для эффективного поведения заключается в том, что такие аттитюды стимулируют наиболее полное получение и использование поступающих сенсорных данных и восприятий, обеспечивая прочную основу для принятия решений и осуществления действий. Эффективные люди находятся в ладу не только с собой, но и с соц. и физ. средой. Они имеют хороший контакт со своим окружением. В когнитивной области их эффективные стили обработки информ. способствуют интеллектуальной эффективности, максимальному использованию своих интеллектуальных ресурсов. В межличностной сфере такие люди способны как к автономности, так и к близости, причем та или иная форма активности оказывается задействованной в зависимости от ее соответствия конкретной ситуации. Высокоэффективные люди могут проявлять эмпатию и способны заботиться об окружающих. Потребность выстраивать статусную иерархию у них минимальна; они скорее стремятся устанавливать равные горизонтальные отношения. Что касается возрастного развития, эти исслед. показывают, что вышеперечисленные характеристики, по-видимому, сохраняют непрерывность в процессе индивидуального развития. Они развиваются рано. Мн. из них можно столь же легко обнаружить у семилетних детей, как и у двадцатисемилетних взрослых. Это позволяет предположить, что пределы потенциальных возможностей чел. крайне высоки. См. также Центральные черты, Психология здоровья, Оптимальное функционирование Дж. Симен

Просмотров: 1703
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • Здравоохранение (как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения)
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Упирать на что-л
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Я знаю, что ничего не знаю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь