ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

— исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально-психологические основы художественного процесса. П.и. сложилась как относительно самостоятельная область науки в кон. 19 в. В рамках т.н. социотропной (фундаментальной) и биотропной (прикладной, экспериментальной) П.и. изучаются формы участия сознания, эмоций, воли, памяти, воображения, интуиции, врожденных и приобретенных способностей в актах художественного творчества и художественного восприятия. Первые специальные работы по П.и. сразу же обнаружили свой междисциплинарный характер. Не все школы и направления психологической науки в равной мере занимаются разработкой проблем П.и. Особое значение для эстетико-психологического анализа имеют, как минимум, три направления. Ассоциативная психология изучает способы соединения представлений по определенным правилам и выявляет механизмы художественного восприятия, принципы организации и взаимодействия образной системы художественного текста. Гештальтпсихология исследует природу психики человека с позиций теории целостности. Выявление единства действия осознаваемых и безотчетных стимулов, типов личностей и темпераментов напрямую способствует изучению психологического своеобразия фигуры художника. И, наконец, чрезвычайную важность представляет теория бессознательного, проливающая свет на малоизученные процессы художественного творчества и художественного восприятия. В разработку этой теории весомый вклад внесла психоаналитическая школа. Обращают на себя внимание разные трактовки роли бессознательного в художественном творчестве, представленные в концепциях 3. Фрейда и К.Г. Юнга. Усилия Фрейда могут быть истолкованы как действия ученого-рационалиста, стремившегося выявить границы и превращенные

формы действия подсознательного с тем, чтобы научить человека управлять этим подсознательным, т.е. обуздать его, заставить подсознательное действовать в интересах сознания. Напротив, вся система размышлений Юнга показывает, что в бессознательном он видит самоценную часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному — это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек. Фрейд полагал, что невроз — помеха полноценной жизни, то, от чего следует избавляться. Счастливый человек, по мысли Фрейда, не фантазирует, невротик — фантазирует всегда, поскольку не вполне способен “легально” реализовать свои желания. Др. позицию занимает Юнг, считавший, что невротическое состояние в определенной мере творчески продуктивно, оно является уделом художника: “Относительная неприспособленность есть по-настоящему его преимущество, оно помогает ему держаться в стороне от протоптанного тракта, следовать душевному влечению и обретать то, чего другие были лишены, сами того не подозревая”. Большая сила неосознанных внутренних влечений, нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта. Т.о., Юнг настаивал на том, что не следует искоренять бессознательное, оно способно дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать. На этом выводе Юнга были основаны многие последующие психологические теории искусства, а также сама художественная практика: творчество Пруста, Джойса, Дали, Лоурен-са, Вулф, Магритта, которым юнгианские положения дали сильный импульс и помогли сформулировать их собственные творческие манифесты. Современные исследования психологии творчества отмечены особым вниманием к таким его механизмам, как интенция и мотивация.

Большой массив психологических исследований посвящен изучению проблем художественного восприятия. В этой сфере выделяются работы Т. Липпса (“теория вчувствования”), который интерпретировал феномен художественного наслаждения как “объективированное самонаслаждение”. Воздействие произведения, по его мнению, впрямую зависит от умения и возможности преобразовать полученные импульсы в собственное интимное переживание. Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способные создавать в вымысле “идеально возможную и полную жизнь”. Липпс стремился выявить необходимый “минимум” зависимости восприятия от объекта, отмечая элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в архитектуре, изобразительном искусстве, сценографии: мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна быть определяющим фактором восприятия. Вчувствова-

ние — это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущение самоценности личностной деятельности. Обращает на себя внимание известная близость теории художественного восприятия Липпса учению И. Канта: по мнению обоих, художественно-ценное зависит не от объекта, а от духовного потенциала субъекта, его способности “разжечь” в самом себе волнение и безграничную чувствительность. Широкую известность за пределами психологии получили также теории художественного восприятия А. Потебни, А. Весе-ловского, Л. Выготского.

Специальный раздел современной П.и. — историческая психология — на основе анализа исторической панорамы произведений искусства ставит целью изучение и воссоздание форм психической пластичности человека в истории.

О Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968; Арнау-дов М. Психология литературного творчества. М., 1970;Арн-хейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974; Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995; Кривцун О.А. Эстетика как психология искусства.  М., 1996; Он же. Историческая психология и история искусств. М., 1997; Юнг К., Ной-ман Э. Психоанализ и искусство. М., 1996.

О.А. Кривцун

Просмотров: 968
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » И. Ивин. Философский словарь.




Другие новости по теме:

  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИСКУССТВА» ТЕОРИЯ
  • Взаимодействия теория восприятия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ТЕОРИЯ (ВОСПРИЯТИЯ)
  • ВОСПРИЯТИЕ (УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ)
  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА
  • Двигательная теория восприятия речи
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА
  • Когнитивно-аттенционная теория восприятия времени
  • Константность восприятия формы
  • Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства
  • Олицетворённого восприятия феномен
  • Оперативная единила (восприятия, памяти)
  • Основные свойства восприятия
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  • Психология искусства
  • ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
  • Ремесло, занятие, искусство, произведение искусства
  • СВОБОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • Теория константности восприятия перспективы
  • Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга
  • ЮНГА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь