РЕГРЕССИЯ

- переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным, менее дифференцированным способам выражения и поведения; предполагает возврат субъекта к уже пройденным этапам развития. При ряде условий происходит возврат к предыдущим формам развития мысли, объектных отношений, структурам поведения.

Это понятие связано не только с последовательностью этапов развития личности, но и с иерархией функций и структур.

Субъект переживает Р. в том случае, если исполнение его желаний, влечений и устремлений в более поздней или более высокоразвитой форме наталкивается на непреодолимые внешние препятствия. Р. и фиксация при этом находятся в прямой связи друг с другом. Чем больше сила фиксации на пути развития, тем скорее психологическая функция отступает перед внешними препятствиями, регрессируя до уровня этих фиксаций.

Возможны терапевтические и совершенствующие личность аспекты краткосрочной Р. (так же как необходима определенная степень энтропии в системах, движущихся к усложнению), но, безусловно, имеет негативный характер продолжительная и непродуктивная Р., истощающая личностные ресурсы, направляющая деятельность в рутинные процедуры, навязчивые состояния и потерявшие смысл ритуалы. Р. можно рассматривать как период регенерации или экономии, предшествующий дальнейшему продвижению вперед. В соответствии с этим подходом, анализ и психотерапия могут поддерживать управляемую, конструктивную и творческую Р. даже на перинатальном уровне в пределах переноса.

Жертва или цена прогрессии выступает в виде утраты безопасности, воплощенной в родительской авторитарной фигуре или объектах, заведомо представляющих ценность для субъекта. Оставшееся беззащитным сознание создает более оптимальную и комфортную для себя  конфигурацию, сосредоточив основную часть психической энергии на содержаниях символического порядка, ослабляя связь с настоящим; сознание и бессознательное становятся диффузно-неразграниченной инстанцией, более целостной, но менее релевантной внешней среде. Задача терапевтического процесса - развернуть эту целостность в актуальное настоящее, предотвратив навязчивый повтор и застревание в конфликтах прошлого.

К. Ю. Багаев

Просмотров: 809
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • F42.0 Преимущественно навязчивые мысли или размышления (умственная жвачка)
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • ГЕСЕЛЛЯ, ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ (или ШКАЛЫ)
  • ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • ЖЕНЩИНА, РОЖАВШАЯ ШЕСТЬ И БОЛЕЕ РАЗ
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • МЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (МРС)
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • Расположенность к общению на том или другом языке
  • Расстройство речевого или языкового развития
  • РАССТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО ИЛИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ (МКБ 315.3)
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • СЕМЕЙНЫЙ ЦИКЛ или ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ
  • СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Стадии развития поведения ребенка
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь