КОНФУЦИАНСТВО (CONFUCIANISM)

- термин западной науки для обозначения "школы ученых", жу цзяо, одного из важнейших направлений традиционной китайской философской и общественно-политической мысли, наряду с даосизмом и буддизмом. Термин образован от латинизированной формы имени основателя школы - Конфуция (кит. - Кун Фу-цзы или Кун-цзы, "Великий учитель Кун"). Это имя не вошло в китайское название философской школы, поскольку Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.) не считал, что создает некое новое идеологическое течение, а напротив, всегда стремился "не создавать, а передавать, верить в древность и любить ее". К. возникло в качестве идеологии "ученыхлитераторов", хранителей культурных традиций погибшей династии Шань (трад. XVII - XI вв. до н. э.), которая была завоевана стоявшими на более низкой ступени развития племенами Чжоу, основавшими одноименную династию (трад. XI в. до н. э. - 256 г. до н. э.), что отразилось в этимологии слова "жу" (слабый), К. с самого начала своего существования осознавало себя в качестве силы, претендующей на создание социальной и политической структуры (А. И Кобзев). Изначально "ученые-литераторы" принимали участие в управлении государством, отвечая за ритуал и церемонии (ли), направленные на то, чтобы общество должным образом соответствовало космическому порядку. По Дж. К. Фэрбэнку, ли представлял собой узаконенные формы насилия: приношение в жертву животных и людей, ведение войн и охоту, которые являлись привилегией правителя. Ведущая роль в организации ритуалов обеспечивала высокий социальный статус  "ученых-литераторов" вплоть до конца эпохи Чжоу К этому времени Китай оказался раздробленным на большое количество владений, "Сражающихся царств". Эта обстановка породила в кругах "ученых-литераторов" идеализированные представления о "золотом веке" ранних периодов истории Китая, когда вся страна пребывала в мире и спокойствии под управлением одного "совершенномудрого" государя. "Возвратить старые порядки Чжоу" - под таким девизом проходила деятельность Конфуция и его учеников, многие из которых превратились в "странствующих советников" правителей и узурпаторов. Часть из них выступала за насильственное возвращение к порядкам "золотого века".

Рациональное обоснование социальной структуры в К. начиналось с установления отношений господства - подчинения в обществе в соответствии с космическим порядком. В той же мере, в какой Небо (тянь) было высшим абсолютом для всех жителей Поднебесной (тянься), родители являлись высшим авторитетом для детей, мужчины - для женщин, а правители - для подданных. Каждый индивид должен был иметь "конвенциально закрепленное место в системе социальных ожиданий, а также вести себя в соответствии с этими ожиданиями" (Т. Метцгер, 1990). Как лаконично говорил Конфуций: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном" (Цзюнь цзюнь чэнь чэнь фу фу цзы дзы). Если каждый исполняет свою роль, социальный порядок  незыблем. Поначалу главными средствами воздействия на людей конфуцианцы считали личный пример в соблюдении правил благопристойности ли и моральные поучения в адрес правителей и их приближенных. Конфуцианская элита всегда была на виду и, т. о., зависела от мнения окружающих. Потеря уважения в своей группе означала потерю самоуважения и полную дискредитацию, единственным средством против которой зачастую было самоубийство.

"Каждый человек может достичь совершенства"- этот принцип лежал в основе К. В эпоху "Сражающихся царств" китайские мыслители выступали против наследования привилегий, за естественное равенство всех людей от рождения. Мэн-цзы (372 - 289 гг. до н. э.) утверждал, что люди от природы добры и наделены внутренним моральным чувством. На правильный путь (дао) людей может вывести образование, а в особенности - их усилия по самокультивации, самосовершенствованию. Считалось, что индивид, совершающий благие поступки, испытывает благотворное влияние мудрецов и идеальных царей древности, таких как Яо, Шунь или Юй, которые должным образом вели себя и в силу одного этого достигли всеобщего уважения. Идея "должного поведения, соответствующего статусу (ли)" также была в К. одной из основополагающих. Наставления конфуцианских "благородных мужей (цзюнь цзы)", руководствовавшихся ли, записанные в древних хрониках, стали классическими. Конфуцианские правила изначально не предназначались для простых людей, управление которыми осуществлялось посредством поощрений и особенно - наказаний (на которых настаивали легисты - фа цзя), но для правящей элиты конфуцианские правила были совершенно обязательны. Особое внимание уделялось правильному поведению государей. Считалось, что благопристойное поведение неотделимо от добродетели. Соблюдение ли само по себе придавало индивиду моральный статус и престиж, который, в свою очередь, влиял на простой народ. "Народ подобен траве, государь подобен ветру": когда дует ветер, трава склоняется. Властью и могуществом государя наделяло соответствие правилам благопристойности. Конфуций говорил: "Когда правитель ведет себя должным образом, его управление действенно без издания указов. Если он ведет себя недолжным образом, можно издавать указы, но народ не будет им следовать". Данный этап развития конфуцианской идеологии нашел отражение в классических текстах "Лунь Юй" ("Беседы и суждения"), "Сяо Цзин" ("Канон сыновней почтительности"), "Мэн-цзы" и др.

Классический вид К. приобретает в эпоху Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.), становясь имперской идеологией. К. в это время заимствует у легистов принципы управления посредством административно-юридических законов, выразившиеся в создании централизованного государства с регулярным административным делением, в назначении чиновников правителем вместо традиционного наследования должностей, в присвоении рангов знатности, пожалований и привилегий за конкретные заслуги, особенно военные, а также в контроле за образом мыслей подданных, цензорском надзоре за чиновниками, системе круговой поруки и групповой ответственности. Создается система государственных экзаменов на чиновничьи должности, основанная на конфуцианских канонах, просуществовавшая вплоть до начала XX в. Последнее нововведение связывается с крупнейшим мыслителем К. эпохи Хань - Дун Чжуншу (190/179 - 120/104 гг. до н. э.).

Предписывая каждому должное поведение, К. пыталось сделать всякого индивида моральным существом, готовым служить идеалу, отстаивать добродетель (дэ), преодолевать человеческие ошибки, даже если ошибки правителя-злодея грозили обернуться смертью для указывающего на них конфуцианца.

Многие крупные ученые-конфуцианцы были бескомпромиссными врагами тирании. Однако логика их убеждений вела их к упрочению и сохранению политической традиции.

С К. неразрывно связаны такие добродетели, как терпение, миролюбие и умение найти компромисс; предпочтение "золотой середины" во всем; неизменное благоговение перед предками, пожилыми и учеными людьми, а также зрелый гуманизм, ставящий человека, а не Бога в центр вселенной. Но если рассмотреть К. в социальном и политическом контексте, окажется, что предпочтение, оказывавшееся пожилым перед молодыми, традиционному авторитаризму перед нововведениями, прошлому перед настоящим, есть ответ на вопрос о способе поддержания социальной стабильности.

Европейцы познакомились с К. в XVI - XVII вв. благодаря трудам миссионеров-иезуитов, возвращавшихся из Китая. Иезуиты оперировали конфуцианскими текстами, которые описывали идеал общественного порядка, и делали акцент на сходстве китайской идеологии с христианством. В результате К. выглядело как воплощение практической морали, а Китай - как страна, в которой управление основывалось на философских принципах, а средством социальной мобильности оказывались личные добродетели и знания. Поэтому, например, деятели французского Просвещения видели в К. воплощение своих идеалов. Большое внимание К. уделял Макс Вебер (1864 - 1920). Хотя К. в строгом смысле слова нельзя назвать религией (в нем отсутствует, например, вера в загробную жизнь), но по своему социальному назначению и по той роли, которую оно сыграло в китайской культуре. К., по Веберу, может быть отнесено к мировым религиям. К. предельно реалистично, ему чужд интерес к потустороннему миру Важнейшие блага, с т. зр. конфуцианской этики: долголетие, здоровье, богатство - т. е. благополучная земная жизнь. Поэтому ни эсхатологические мотивы, ни связанные с верой в загробную жизнь мотивы искупления, спасения для него не характерны; и хотя в Китае, как отмечает Вебер, и существовала мессианская надежда на посюстороннего спасителя

императора, она не принимала формы той веры в утопию, которая характерна для иудаизма или христианства. В результате государственный культ был подчеркнуто трезвым и простым: жертва, ритуальная молитва, музыка и ритмический танец. Строго исключались из культа все оргиастические элементы; К. были чужды и экстатизм, и аскетизм: все это представлялось иррациональным началом, вносящим дух беспокойства и беспорядка в строго рациональную этику и классически упорядоченный культ. "В официальном конфуцианстве не было, конечно, индивидуальной молитвы в западном смысле слова. Оно знало только ритуальные формы". Из-за отсутствия индивидуального, личного отношения между человеком и Богом не могло возникнуть идеи "милости", "богоизбранности". "Как и буддизм, конфуцианство было только этикой. Но в резкой противоположности к буддизму оно было исключительно внутримирской профанной этикой. И в еще большем контрасте к буддизму оно было приспособлением к миру, его порядкам и условиям..." Строй, порядок и гармония - вот основные принципы конфуцианской этики, равно применимые к государственному строю и состоянию человеческой души. "Разум" К. был рационализмом порядка. Задачи воспитания и образования были целиком подчинены этим основным ценностям. Образование носило гуманитарный ("литературный") характер: знание классической китайской литературы, владение искусством стихосложения, тонкое знание многочисленных ритуалов - вот те чисто традиционные элементы, которые необходимо было усвоить китайскому аристократу. Спецификой конфуцианской этики является то, что, несмотря на рационализм, она не враждебна магии. Правда, этические добродетели ставятся выше магических чар и заклинаний: "магия против добродетели бессильна" - считал Конфуций. Но принципиально магия не отвергалась, признавалось, что она имеет власть над злыми духами, хотя и не имеет власти над добрыми, - и это соответствовало представлениям о природе в К.: все полно духов - и добрых, и злых. Т. о. Вебер показывает, что в К. были соединены два начала: этически-рациональное и иррационально-магическое; рационализм здесь носил особый характер, существенно отличный от западного типа рационализма: он был объединен с магией и традиционализмом. Именно в силу этого в Китае не могла возникнуть та форма науки, которая развивалась на западноевропейской почве, и не мог сложиться сходный с западным тип рационального хозяйства, так же как и формально-рациональный тип управления.

А. Л. Мышинский

Просмотров: 1250
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Дом-пансионат для пожилых людей и инвалидов
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КОНФУЦИЙ (КУН ФУ-ЦЗЫ)
  • Конфуций (Кун-цзы)
  • КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.)
  • КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.)
  • КОНФУЦИЙ, Кун-цзы
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • Специальный жилой дом для пожилых людей
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • Фрейм -«как если бы»
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь