АКЦИДЕНЦИЯ

(от лат. accidentia случайное бытие, случай) - философское понятие, обозначающее случайное в проявлениях субстанции, несущественное свойство вещи. А. обычно противопоставляют "атрибуту", субстанциальному свойству, существенному признаку вещи.

Вероятно, Аристотель первым различил в идее бытия два вида - субстанцию и А. Согласно его "Метафизике", субстанция ни в чем не нуждается и существует сама по себе, а А. проявляется через иное, в другой сущности. Так, единое само по себе (эйдетическая неразличимость субстрата, непрерывность и одинаковость чтойности и т. п.) отличается от единого в качестве А. - от случайного объединения двух и более вещей. По своей природе А. не является частью предмета, не может существовать без своего предмета; предмет может потерять А. без ущерба для своего существования. Например, камень может иметь такие А.: округлость, движение или покой.

Порфирий классифицировал А. на отделимые (например, сон для человека) и неотделимые (например, черный цвет кожи для негра). В средние века  активно обсуждалась проблема, могут ли А. существовать отвлеченно от своего субъектаносителя или не могут. Многие схоласты допускали А. без их носителей, выделяли "чистые акциденции", или "реальные акциденции", подобно существованию чистых геометрических фигур как модификаций "фигуры вообще", атрибута протяжения. Декарт, Гассенди, Гоббс и ряд др. мыслителей XVII в. отрицали отделимость А. от своего субъекта, придавали А. характер модификации вещи. Материалисты усматривали в материи носитель всех атрибутов и А. Спиноза заменил термин "А." термином "модус", обозначающим единичное проявление субстанции. Лейбниц определял А. как способ проявления субстанции, причем как способ преходящий, случайный, неуловимый. Хотя субстанция нуждается в какой-то А., часто ей нет нужды именно в такой, а не иной А. и она довольствуется любой заменой. А. же, рассуждает Лейбниц, не меняет свою конкретную субстанцию, не может двигаться вне субстанции, как это некогда у схоластиков получалось с чувственными видами.

Понятие А. широко использовалось философами XIII - XIX вв. Гегель применяет термины "А." и "субстанция" как парные категории диалектики и определяет их друг через друга по аналогии с категориями сущности и явления, целого и частей и т д. Как сущность переходит в явления, так и субстанция переходит в свои А. Подобно целому, состоящему из частей, субстанция обладает своими А; она имеет действительность в А. примерно так же, как причина - в следствии. Субстанция охватывает собой акцидентальность, а акцидентальность - это вся субстанция. Акциденций - множество; как таковые, они не имеют власти друг над другом; они друг друга имеют своими условиями, и их объемлет субстанция. А. преходяща, исчезает со временем; через А. субстанция обнаруживает свое богатство и силу.

В современной философии термин "А." используется, например, неотомистами, которые, вслед за Фомой Аквинским, под А. понимают "вещь, природа которой должна быть в другом". Однако многие философы сегодня этот термин не применяют, считая его устаревшим; скажем, ему не нашлось места в философии диалектического материализма. Тем не менее, введенная Аристотелем дистинкция субстанциального и акцидентального не исчерпала себя, сохраняется в философском языке и имеет не только историко-философскую ценность.

Д. В. Пивоваров

Просмотров: 1108
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • Логическая (смысловая) структура вещи. Понятие субстанции
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • Субстанция
  • СУБСТАНЦИЯ
  • Субстанция
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • Субстанция
  • СУБСТАНЦИЯ
  • Субстанция
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • Субстанция
  • СУБСТАНЦИЯ
  • Субстанция
  • Субстанция
  • Субстанция
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ
  • СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Сущность, субстанция
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь