ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

- философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны общественно-исторической предметной деятельности людей: познания и преобразования природы и об-ва. Т.— результат общественного духовного производства, формирующего цели деятельности и определяющего средства их достижения, существующий в форме развивающихся понятий о предметах человеческой деятельности. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) т. зр., марксистская философия рассматривает П. не как чувственный субъективный опыт личности, эксперимент ученого и т. п. П.— это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие об-ва, и прежде всего объективный процесс материального производства, составляющий основу жизни людей, а также революционно-преобразующая деятельность классов и все др. формы практической общественной деятельности, ведущие к изменению мира. В познании именно П. является его основой и критерием истины. Деятельность людей всегда целесообразна. На заре человеческой истории труд наших предков, знавших лишь половозрастное его разделение, также был целесообразным: цель определялась родовым ритуалом общения как наглядным образцом поведения и связанных с ним представлений и эмоций. Производство идей, представлений, сознания было вплетено здесь в “язык реальной жизни” (Маркс), в ритуальное “означивание” средств и способов деятельности. Но ни особой теоретической деятельности, ни Т. еще не было. Общественное разделение труда  на земледелие и скотоводство привело к возникновению труда производительного, впервые обособившего производство средств производства (напр., обработка земли для посева и посев) от производства средств потребления (сбор, хранение, переработка урожая), что привело в свою очередь к распаду кровнородственных общностей, а вместе с ними — и ритуальной формы целеполагания. Однако данное разделение труда имело более отдаленные фундаментальные последствия: такие, как отделение умственного труда от физического и классовое расслоение об-ва. Вместе с ними формируются и предпосылки возникновения и обособления Т. и п. Производство средств производства не удовлетворяет непосредственные жизненные потребности. Оно служит основой для реализации конечных общественных целей, а его собственные цели требуют организации труда и управления им. Так впервые появляется особая форма труда, предметом к-рого стал не сам по себе природный объект, а производственная деятельность с ним, ее средства и способы, лишь во всеобщей форме отражающие свойства самих объектов. Напр., планировать будущую работу на невспаханном поле — это значит видеть его пока еще не существующие реально границы, идеальной линией отгораживать поле от необрабатываемых территорий. Обособившаяся в общественном разделении труда деятельность, предметом к-рой служат общезначимые способы и средства целесообразного изменения объектов, в условиях классового расслоения об-ва, когда “голова заставляет работать чужие руки”, отрывается от собственно материально-практической деятельности, от П., превращаясь в особое духовное производство,  где господствует уже умственный труд. С разделением труда на умственный и физический происходит действительное отделение друг от друга Т. и п., их превращение в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Развитие “чистой” Т. в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших скачков в истории человечества, позволило людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С др. стороны, единство Т. и п. стало не таким явным. На этой основе и в сочетании с характерным для частнособственнического об-ва индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на Т. как на результат индивидуального пассивного созерцания “теоретиком” окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. “С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно есть нечто иное, чем осознание существующей практики...” (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. С. 28). Капиталистический способ производства,  обобществивший труд и развивший невиданные до него производительные силы,  создает объективные предпосылки для преодоления отрыва Т. от П. С освобождением труда и ликвидацией классовых антагонизмов, устранением противоположности между умственным и физическим трудом исчезают объективные условия для разрыва и противопоставления Т. и п. Становление и развитие нового об-ва невозможны без органической связи Т. и п., без постоянного теоретического обобщения практического опыта народных масс, без внедрения в П. передовой научной Т. Новые возможности перед Т. и п. открываются в связи с реализацией социалистической идеи, по мере движения к коммунистической перспективе.

Просмотров: 1028
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • Общественное разделение труда
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Оценка труда работника (для установления заработной платы)
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • Производство ради производства
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • Разделение труда
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • Разделение труда
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА
  • РАСХОДЫ СРЕДСТВ НА ОХРАНУ ТРУДА В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО РАБОТАЮЩЕГО
  • РАСХОДЫ СРЕДСТВ НА ОХРАНУ ТРУДА В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО РАБОТАЮЩЕГО
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • Труда общественное разделение
  • ТРУДА РАЗДЕЛЕНИЕ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА РАЗДЕЛЕНИЕ
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • Формы организации труда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь