ГОББС Томас (1588—1679)

— англ. философ-материалист, современник англ. буржуазной революции, во время к-рой эмигрировал в Париж, где написал свои гл. произв.— “Философские элементы учения о гражданине” (1642) и “Левиафан” (1651). В 1652 вернулся в Англию. Г. развивал учение механистического материализма, использовав ряд положений материализма Ф. Бэкона. Как указал Маркс, материализм Г. становится односторонним: “Чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра. Физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению; геометрия провозглашается главной наукой” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 2. С. 143). Мир, по Г.,— совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г. сводит также духовную жизнь животных и человека. Они — сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Г. выводит: 1) отрицание существования душ как особых субстанций, 2) признание материальных тел в качестве единой субстанции, 3) утверждение, что вера в бога есть плод воображения. Г. отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его лишь продуктом человеческих восприятий, в основе к-рых лежат механические различия вещей. В учении о знании критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт или знание единичных фактов, дает лишь вероятный истины о связях вещей, признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного языком, т. е. способностью имен становиться знаками общих идей. В учении о праве и о государстве Г. отбросил теории божественного установления об-ва и защищал общественного договора теорию. Лучшей формой государства считал абсолютную монархию, но в многочисленных разъяснениях и оговорках, в сущности, давал место революционным требованиям. Он отстаивал не монархический принцип как таковой, а неограниченный характер буржуазной по своей политике государственной власти. Права государственной власти, по Г., вполне совместимы с интересами тех классов, к-рые осуществили в середине 17 в. в Англии буржуазную революцию. В теории об-ва и государства Г. были зародыши материалистического понимания общественных явлений.

Просмотров: 924
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Адам Смит как философ-моралист
  • ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО, ЗАКОН
  • ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО, ПРИНЦИП НАУЧЕНИЯ
  • ГИПЕРРЕАЛИЗМ (HYPERREALISM - англ.), или фотореализм (PHOTOREALISM - англ.)
  • ГОББС (HOBBES) Томас (1588-1679)
  • ГОББС ТОМАС (1588-1679)
  • ГОББС Томас (1588-1679)
  • Гоббс Томас | HOBBES, THOMAS (1588-1679)
  • ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА или ПРИМИТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • Единство философии, математики и физики в учении Декарта
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • Мир идей (эйдосов) Платона
  • ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИИ
  • Общественного договора теории
  • ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИИ
  • Практика, как критерий истины
  • Принцип «все или ничего»
  • РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
  • Специальные социологические теории, или Теории среднего уровня
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Томас Гоббс (1588-1679)
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь