ЛУРИЯ Александр Романович (1902-1977)

- российский психолог и философ, теоретик гносеологии. Доктор педагогических (1937) и медицинских (1943) наук. Профессор МГУ (с 1945). Академик АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968). Член национальной Академии США, Американской Академии наук и искусств. Окончил факультет общественных наук Казанского университета (1921). Работал в Институте научной организации труда и учился на медицинском факультете Казанского университета. Окончил 1-ый Московский медицинский институт (1937). В начале 20-х увлекся психоаналитическими идеями Фрейда, Адлера и Юнга. В 1922 организовал и возглавил Казанскую психоаналитическую ассоциацию. В 1923 опубликовал работу "Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии". В 1923 переехал в Москву. Работал в Институте психологии и Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. В 1924-1925 одновременно состоял внештатным научным сотрудником, сверхштатным научным секретарем Государственного психоаналитического института (ГПАИ) и ученым секретарем Русского психоаналитического общества (РПСАО). Опубликовал несколько работ, основанных на идеях психоанализа. Изучал возможности создания объективного психоанализа, в границах которого аффективные переживания и комплексы выражались бы в измеряемых показателях (реакциях и пр.). В 1925 издал статью "Психоанализ как система монистической психологии". Подготовил книгу об объективном подходе к психоанализу, которая не издавалась. В 1924-1926 совместно с Выготским исследовал проблемы развития психики. В 1926 (в соавторстве с А.Н. Леонтьевым) опубликовал книгу "Исследование объективных симптомов аффективных реакций" в которой изложил сопряженную моторную методику, направленную на вскрытие аффективных травм и подтвердил некоторые моменты учения Фрейда. Л. принял активное участие в разработке теории культурно-исторического функционирования и развития человеческой психики: проблемы общественно-исторической и биологической (генетической) детерминации психики человека, опосредствования высших психических функций речью и иными совокупностями знаков и символов, системной организации сознания и психики, соотношения последней и мозга и т.д. Изучал также нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга. Исследовал проблемы нейропсихологии, нейролингвистики и др. В 1969-1972 был вице-президентом Международного союза научной психологии. Автор книг "Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок" (1930, совместно с Выготским), "Природа человеческого конфликта" (1932), "Мозг человека и психические процессы" (тт. 1-2, 1963-1970), "Основы нейропсихологии" (1973), "Об историческом развитии познавательных процессов" (1974), "Язык и сознание" (1979), "Этапы пройденного пути. Научная автобиография" (1982) и др. работ по различным проблемам психологии.

В.И. Овчаренко

Просмотров: 784
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (БАН) в С.-Петербурге
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
  • Высших психических функций формирование
  • Детерминанты развития психологии
  • ДИНАМИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИ ЦК КПСС
  • ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИФ РАН)
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
  • ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
  • Локализация высших психических функций динамическая
  • Общение (в психологии развития)
  • ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВПФ) ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Патология психики в старческом возрасте Систематика психических расстройств позднего возраста
  • Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация (в психологии развития)
  • СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Структура психики человека
  • ТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
  • Факторы риска в психологии развития
  • Философские проблемы психологии
  • Этические проблемы в психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь