Конфликта теории

- совокупность теоретических концепций, методологических приемов и направлений исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к конфликту в различных его проявлениях. Ученые разных стран много сделали для того, чтобы раскрыть общую природу социального конфликта, исследовать его роль и значение в общественной жизни. Ими накоплен обширный материал - от сугубо теоретических разработок феномена конфликтности до практических рекомендаций профилактики, контроля, разрешения и регулирования конкретных конфликтных ситуаций. В их работах широко представлена разнообразная методология, содержатся многочисленные определения самого понятия, накоплен опыт типологии и классификации конфликтов, даны характеристики их социальных функций. Речь, прежде всего, идет о работах западных ученых таких, как Дж. Бернард, Р. Бейли, К. Боулдинг, Д. Бухер, Дж. Льюк, Л. Козер, Л. Крисберг, Д. Лэн-дне, Р. Макк, А. Рапопорт, Р. Снайдер, Р. Стагнер, Т. Шеллинг (США); Т. Боттомер, Дж. Реке (Англия); Г.Бутуль, М. Крозье, А. Турен, А. Филип, Ж. Фройнд (Франция); Р. Дарендорф (Германия); Я. Муха, Я. Штум-ски (Польша). Наибольшую известность среди специалистов получили теоретические концепции кофликта Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга. Американский социолог Льюис Козер, которого часто называют марксистом и который, впрочем, сам считает себя социалистом и радикалом, а К. Маркса «классическим теоретиком конфликта», опубликовал в 1956 году книгу «Функции социального конфликта». В ней он прямо утверждал, что не существует социальных групп беа конфликтных отношений и что социальные конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем. Свою концепцию, получившую название концепции «позитивно-функционального конфликта», Л. Козер строил как бы в противовес или скорее в дополнение классическим теориям структурного функционализма, где конфликты рассматриваются как аномалия или болезнь общественного развития. Л. Козер стремился обосновать позитивные функции конфликта в обеспечении общественного порядка и устойчивости системы социальных отношений. Стабильность всего общества, по его мнению, связана с количеством существующих в нем конфликтов и типом связей между ними. Чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем более сложной становится групповая принадлежность, тем труднее создать общий фронт, делящий общество па два противостоящих лагеря. Значит, чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества. В 60-е годы немецкий социолог и политический деятель Ральф Дарендорф, активный сторонник и пропагандист концепции «посткапиталистического» и «индустриального общества», продолжил теоретическое исследование проблематики конфликта. Его концепция «конфликтной модели общества» строилась на «антиутопическом» образе мира - мира власти, кофликта и динамики. Если Л. Козер как бы достраивал равновесную теорию общества до признания позитивной роли конфликтов в упрочении социального единства, то Р. Да-рендорф считал конфликт постоянным состоянием социального организма. «Не наличие, а отсутствие конфликта,- утверждал он, «является чем-то удивительным и ненормальным. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конфликта». Для Р. Дарендорфа в каждом обществе всегда присутствует дезинтеграция и конфликт: «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами». Американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг, автор «общей теории конфликта», стремился к созданию целостной научной теории конфликта, описывая в ее рамках все проявления живой и неживой природы, индивидуальной и общественной жизни. Термин конфликт находит здесь широкое применение в анализе физических, биологических и социальных явлений. К. Боулдинг, указывая на «бесконечную войну моря против суши и одних форм земной породы против других форм», считал, что даже неживая природа изобилует острыми конфликтами. В своей основной книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1962) К. Боулдинг отмечал, что «все конфликты имеют общие элементы и общие элементы и образцы развития и именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении». В развитии современных теорий конфликта отчетливо проявляются методологически различные направления научного поиска решения конф-ликтологических проблем. Одно из них стало оформляться в Западной Европе (Франция, Голландия, Италия, Испания) и связано с деятельностью возникших после войны институтов полемологии. Термин «полемология» был заимствован у Гераклита и актуализирован известным французским ученым Гастоном Бутулем. Он предлагал проводить научные исследования явлений войны и мира, вне всякой идеологии и всяческих политических пристрастии, а кроме того, не ограничиваясь только международными отношениями и юридическим аспектом исследований. Новое .направление стало быстро обрастать работами, котоые вывели его не только в разряд самостоятельного раздела социологии, но и значительно за ее пределы, в сторону био-логии и психологии. Постепенно полемология стала общим направлением для обозначения определенного поля междисциплинарных исследований, посвященных социальному феномену конфликта. Другое направление получило развитие в таких странах как США, Англия, Германия и характерно преимущественным интересом к проблемам мира и согласия. Здесь на первое место выдвигаются переговоры. Организационно это направление было связано с деятельностью институтов «Мира», получивших широкое распространение вС-ША, и отличающихся преимущественным вниманием к проблеме организации переговорного процесса в ситуации назревающего конфликта. Переговоры становятся основой социального взаимодействия, которое совсем не обязательно должно перерасти в открытое столкновение. Именно с этих позиций написана, ставшая бестселлером в 80-е годы книга Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию или переговоры без поражения», вышедшая в 1990 году на русском языке. В нашей стране проблематика конфликта была долгие годы запретной темой для общественных наук. Причин тому много, но наиболее общая, определяющая, состоит в той метаморфозе, которая произошла с марксизмом, как только он стал в обществе политически господствующей идеологией. Из революционного учения, рассматривающего все вопросы развития через борьбу противоположностей, он постепенно превращался в апологетическую доктрину поступательного движения к светлому будущему. Ссылаясь на теоретические положения классиков относительно общей исторической перспективы бесклассового, преодолевающего все формы эксплуатации и отчуждения общества социальной гармонии, политические режимы ряда поколений видели в конфликтах лишь досадные примеры еще недостаточной полноты своего политического господства. Однако было бы ошибкой считать, что отечественная наука совершенно игнорировала проблематику конфликта. В литературе периодически появлялись работы, посвященные этому явлению. В основном это были исследования искусствоведческих, семейных, трудовых конфликтов, построенные на произведениях литературы и искусства, конкретно-социологическом материале и не предполагающие широких политических обобщений. К сожалению, и здесь исследования осуществлялись под достаточно жестким партийным и идеологическим контролем. Так, разработка художественного конфликта в искусствоведении началась в нашей стране в конце 30-х годов с подачи А. М. Горького, который в своих последних статьях стал употреблять термин «конфликт» наряду с традиционными понятиями «драматический», «драма». В начале 50-х годов на страницах журнала «Театр» положительно завершилась дискуссия о целесообразности рассмотрения конфликта в художественном произведении, что значительно стимулировало исследования в этой области. Большое количество статей о проблеме конфликта в литературе, театре, кино, живописи появилось после того, как в отчетном докладе ЦК XIX съезду КПСС прозвучали слова Г. М. Маленкова о том, что «наша советская литература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь пользоваться оружием критики, как одним из действенных средств воспитания». Не случайно, в 50-е годы по данной проблематике было опубликовано 36 работ, в то время как в 30-е годы этой теме было посвящено всего 3 работы. Еще более жесткий контроль осуществлялся за публикациями, содержащими теоретический анализ социальных и политических конфликтов. В этой области возможность исследования, освобожденных от идеологического догматизма, появилась только в начале 90-х годов. Стремление объяснить причины и природу конфликтов, определить возможности и пути их частичного или полного устранения из общественной жизни, характерно для всей истории общественной мысли. Но лишь в наше время можно говорит об особом научном направлении, в рамках которого теоретическому анализу подвергается весь спектр относящихся к данному социальному явлению. проблем.

Просмотров: 2137
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г.




Другие новости по теме:

  • TEХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
  • АНАЛИЗ КОНФЛИКТА
  • ДВОЙСТВЕННОСТЬ ФУНКЦИЙ КОНФЛИКТА
  • ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
  • КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
  • КОНФЛИКТА МОДЕЛИ
  • КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА
  • КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО СОВРЕМЕННЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ ТЕОРИИ
  • КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНОГО УРОВНИ АНАЛИЗА
  • КОНФЛИКТА СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
  • КОНФЛИКТА СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
  • КОНФЛИКТА ТЕОРИИ
  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
  • КРИТЕРИЙ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
  • Медиаторная модель разрешения конфликта
  • ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
  • Парадигма социального конфликта,
  • Повод для конфликта
  • Потенциальные причины конфликта
  • ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
  • ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА
  • РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА
  • СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
  • Способ разрешения конфликта
  • УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
  • УЧACTHИK КОНФЛИКТА ОСНОВНОЙ
  • ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
  • ЭЛЕМЕНТЫ КОНФЛИКТА
  • ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь