Социология искусства

отрасль социологии, изучающая возникновение, функционирование и развитие искусства и основных его субъектов в системе общественных отношений, в конкретно-историческом контексте. Своеобразие предмета С. и. состоит в особенностях «встроенностн» искусства в общественную систему, что выражается в специфике социально-функциональных связей искусства с различными сферами общественной жизни. Формирование и развитие С. и. осуществляется не только под влиянием различных сфер социума, но и под воздействием философии, эстетики, искусствоведения, социальной психологии и др. Философия и эстетика создают общую и специализированную методологию С. и., так как искусство является социально-эстетическим феноменом. Исходя из своеобразия эстетических ценностей и социально-эстетических отношений определенной эпохи складывается система социально-художественных отношений основных субъектов художественной деятельности (художника, публики, критики и др.). Сфера их взаимоотношений конкретизирует предмет С. и. В соответствии с марксистской традицией понимания предмете С. и. как изучения художественной жизни общества сложились две функциональные системы: «Художник произведение публика» (В. Конев) и «Художественное производство художественное потребление» (Ю. Перов), лишенные, однако, имманентного, побуждающего их развитие элемента (художественной потребности как социальной детерминанты художественной деятельности). Современные социологические исследования искусства преимущественно основываются на Марксовой системе «художественное производство художественная потребность художественное потребление». Основными понятиями С. и. являются: художественная жизнь общества, художественное производство, художественное потребление, общественно-художественная потребность, художественная социализация, художник, публика и др. Основными направлениями развития С. и. в СССР являются: - общесоциологическое, теоретико-методологическое направление, изучающее социологические закономерности возникновения, функционирования и развития искусства как особой общественной сферы; - комплексное изучение художественного творчества, в котором С. и. цыполняет интегративную роль; - изучение роли искусства в его взаимодействии с другими социальными институтами, а также в системе массовых коммуникаций; - исследование воздействия искусства на другие формы общественного сознания, на процесс эстетизации различных сфер общественной и производственной жизни общества; - изучение влияния искусства на изменение образа и стиля жизни людей; - социологические и конкретно-социологические исследования всего цикла художественной деятельности, осуществляемые в целях прогнозирования развития художественной культуры, создания необходимых предпосылок для обоснования системы эстетического воспитания и др. Широкие прикладные исследования в области С. и. привели не только к дифференциации предметной области самой С. и. (социология кино, социология театра, социология музыки и т. д.), по и к появлению «пограничных» с другими науками «зон» изучения, отраслей социологического знания (социология эстетической культуры, социология художественной культуры, социология эстетического воспитания и др.). Переживая вместе со всей отечественной социологией в своем развитии пики подъема (20-е, 60-е гг.), упадка (30-е50-е гг.), стагнации (70-е гг.), С. и. в современных условиях перестройки художественной культуры, обращения к ней многообразных запросов практики обладает реальными перспективами развития.

Просмотров: 2188
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • «Информационная» тенденция художественной жизни
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • ВИДЫ ИСКУССТВА
  • ВИДЫ ИСКУССТВА
  • выпуск услуг культуры и искусства
  • Идейность, идея художественной телепередачи
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
  • ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА
  • Искусства слуховые
  • ИСКУССТВА СОЦИОЛОГИЯ
  • ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯ
  • Искусства экранные
  • Картотека заглавий художественной литературы
  • КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МАТЕРИАЛ ИСКУССТВА
  • НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
  • Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства
  • Природа телевидения как искусства
  • Психология искусства
  • Ремесло, занятие, искусство, произведение искусства
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • Технология актерского искусства для педагогов
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ или СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Экспрессивные искусства
  • ЯЗЫК ИСКУССТВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь