Системный подход

такой способ научного познания и практической деятельности, который требует рассмотрения частей в неразрывном единстве с целым. Сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов. Благодаря своей диалектической природе С. п. приобрел статус общенаучного метода познания. В социологии получает применение во второй половине XX в., хотя широкого распространения в эмпирических социологических исследованиях все еще не приобрел. Центральным понятием С. п. является «система», которое обозначает определенный материальный (предприятие, коллектив, общественные отношения, институты) или идеальный (формы общественного сознания, общественное мнение, ценностные ориентации социальных групп и т. п.) объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с разных точек зрения (например, общественное мнение как состояние массового сознания и как объект его формирования), С. п. предполагает выделение определенного системообразующего параметра, который обусловливает поиск совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между ними-ее структуру. Поскольку любая система всегда находится в определенной среде, С. п. должен учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда другое требование С. п.учитывать, что всякая система является подсистемой иной, большей системы, и, наоборот,выделять в ней меньшие подсистемы (элементы), которые в ином исследовательском контексте сами рассматриваются как системы. Обязательным для С. п. является решение проблемы определения свойств целого на основе свойств элементов, а также свойств элементов на основе характеристик целого. Причем надо иметь в виду, что сущностные свойства системы определяются не столько свойствами совокупности элементов, сколько свойствами ее структуры, системообразующими связями объекта. Изучая социальные системы, социологи также не должны упускать из виду их специфику, то, что они обычно являются самоорганизующими и, следовательно, обладают множеством индивидуальных характеристик. С. п. в социологическом исследовании обязательно предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними, способов влияния их друг на друга, функциональной координации подсистем и т. п. Например, используя С. п. в изучении эффективности функционирования тех или иных элементов политической системы общества, существенно важно иметь в виду, что все они действуют одновременно и как субъекты, и как объекты управления, составляя единую целостную систему разных, но органически взаимосвязанных общественных отношений. Социологические исследования уже в силу специфики своего объекта предполагают С. п. и как теорию, и как метод. При их программировании и проведении социологи нередко опираются на общую теорию систем, ряд таких теоретических дисциплин, как исследование операций, теория очередей, теория графов, эргономика и др. Общенаучные, конкретно-научные и, в частности, социологические аспекты применения С. п. систематически освещаются на страницах издаваемого с 1969 г. издательством «Наука» ежегодника «Системные исследования. Методологические проблемы».

Просмотров: 850
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Воля как характеристика сознания
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Здравоохранение (как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения)
  • ИДЕНТИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ТЕОРИЯ
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Образование как система
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • Система химических элементов периодическая
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • Спенсер как создатель социологии
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь